?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Модель инклюзивного образования, внедряемая в российское образование последние годы, грозит уничтожением образовательного процесса. Концепция инклюзивного общества хорошо разобрана в газете «Суть времени» №162, в статье «инклюзия — это «война с самими собой», по материалам доклада кандидата психологических наук и апологета инклюзии Алехиной Светланы Владимировны.

Автор статьи выделяет несколько опорных тезисов в ее докладе. «Не медицинский диагноз лежит в основе различия людей, такое деление людей не должно нарушать их права» — считает Светлана Алёхина. Мне бы хотелось обсудить этот тезис с точки зрения соотнесения с реальностью.

Мы живём в некой реальности, которая описывается простыми и понятными терминами. В этой реальности люди объективно делятся на здоровых и инвалидов. Концепция инклюзивного общества предлагает нам отказаться от такого деления, сделав вид, что его не существует. Обосновывается это тем, что «такое разделение нарушает права человека». Возьмём, к примеру, право на равный доступ к качественному образованию.

Мы все неоднократно слышали фразы «нет ни Еллина, ни Иудея», «перед богом все равны», «перед законом все равны». Все они подразумевают, что в реальности люди могут различаться по множеству самых разнообразных критериев (например, критерий богатства или образованности), но в определённой ситуации все такие различия становятся несущественными и вводится всего один критерий, по которому выносятся суждения о человеке (количество грехов или чистота перед законом).

В современном обществе людям должен быть обеспечен равный доступ к образованию. Это подразумевает, что все учащиеся делятся на группы, примерно с равными способностями. Это необходимо делать для того, чтобы учащиеся в одной группе успевали усваивать материал примерно с одной скоростью. Наличие некоторых физических отклонений компенсируется в специальных классах, которые упрощают доступ к знаниям для конкретных групп людей. После деления на группы преподаватель обучает всю группу целиком, не выделяя никого специально. После прохождения курса обучения каждому ученику выставляются оценки, которые основаны на одном критерии – успеваемости. Обращаю внимание, что при этом не важно богатый ученик или бедный, высокий или низкий социальный статус его родителей. В этом заключён принцип равного доступу к образованию для всех слоёв населения, независимо от наличия или отсутствия инвалидности у человека. Разве не этого хочет госпожа Алёхина?

В своей работе «Принципы инклюзии в практике образования» она постоянно говорит про то, что «учебный план обязан обеспечить освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося», по всему тексту используются такие термины, как «адаптированная образовательная программа», «индивидуализация методов и форм обучения». На протяжении всего текста говорится о необходимости адаптации всего чего угодно под особенности ребёнка. Под какие это такие особенности? Под особенности вызванные его инвалидностью.

Хорошо, предположим всё-таки, что нужна адаптация программы в рамках одной образовательной группы. Что происходит с образованием, как с социальным институтом? Он снижает качество выполнения своей основной функции, перестаёт передавать максимум знаний и навыков следующему поколению. Здоровые учащиеся усваивают материал с одной скоростью, а инвалиды (если отклонения касаются умственных способностей или способностей к восприятию информации) с гораздо более низкой. Таким образом «адаптивность программы» в рамках одной группы будет вынуждать преподавателя понижать скорость подачи материала, чтобы все успевали его усваивать. Это ведёт к деградации школы, как социального института. Это приводит к тому, что здоровые люди и инвалиды получаются равный доступ к образованию, но значительно менее качественный.

Я так понимаю, что аналогичные изменения должны коснуться и других социальных институтов: полиции, армии, судебной системы. По логике инклюзивного общества мы должны понижать требовательность ко всем профессиям, в результате у нас появятся спецназовцы-дистрофики, водители-дальтоники, судьи не способные к логическим умозаключениям и так далее.

Всё вышеперечисленное приводит к одному важному последствию в рамках всего общества: тотальное снижение качества выполнения всеми социальными институтами своих прямых функций и, как следствие, снижение способности общества к развитию.

Comments

( 4 комментария — Оставить комментарий )
grigoriy_karpov
31 янв, 2017 17:11 (UTC)
С тем же успехом можно не устраивать паралимпиаду, а устроить, например, соревнования по бегу одновременно для здоровых и инвалидов, чтобы не ущемлять права последних, а то и попросить здоровых бежать медленнее, чтобы инвалиды чувствовали себя лучше. Бред системы, что называется.
colonist
31 янв, 2017 18:01 (UTC)
Ха, хорошая метафора.
amfedorov
2 фев, 2017 14:35 (UTC)
Правильно, если все равны, так надо последовательно продвигать эту идею - массово и повсеместно, а не только в общеобразовательной школе - этом стратегически важном для будущего России институте.
( 4 комментария — Оставить комментарий )

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner