?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ПроджекторНа днях наши товарищи из подмосковного города Королев побывали на одном довольно ярком и неоднозначном мероприятии — открытии культурного центра муниципального масштаба, а именно Антибиблиотеки «Проjектор».

Тревожные слухи о грядущей библиотечной реформе в последнее время появляются все чаще. Поэтому естественно, что любые более-менее яркие инициативы в этой области привлекают к себе повышенное внимание: ведь анализируя их, можно составить представление о характере грядущих изменений. В этом смысле мероприятие в Королеве и королевский проект вообще, это, похоже, одна из таких «первых ласточек» будущего реформирования. И эту «ласточку» нужно как следует разобрать с тем, чтобы понять, что она нам всем несет.

Итак, проект Антибиблиотека «Проjектор» реализуется с санкции министерства культуры Московской области на базе государственного учреждения — Центральной научной библиотеки им. Крупской. За начинанием стоит ООО «Компания «Брайт Пипл» («Яркие люди»), созданная в 2011 году и успевшая заработать себе неоднозначную репутацию (подробнее об этом рассказано здесь). Сам формат «антибиблиотека», как оказалось, является родственным по отношению к формату «антикафе». По крайней мере, организаторы объединяют их в рамках одной концепции.

Пантомима

О самом открытии хорошо и подробно написали посетившие его товарищи. Если коротко — в рамках мероприятия предлагалось попить чаю в организованном при библиотеке кафе, сделать космическое селфи, узнать секреты сумасшедших ученых, поучаствовать в забеге наножуков, посмотреть на непонятное существо, скачущее на джамперах по залу (такой перфоманс), на пантомиму разодетых в сюрреалистичные костюмы актеров и так далее. Советуем ознакомиться с подробным описанием, чтобы, так сказать, проникнуться духом начинания. Закончилось все концертом и дискотекой.

Сумасшедший_ученный

О том, чем будут заниматься в новом центре рассказал его культурный руководитель Юрий Петров. В общем-то увиденного на открытии вкупе с рассказанным Юрием вполне хватает, чтобы делать определенные выводы.

Правда начать обсуждение придется немного издалека. А именно, с ответа на вопрос, что же такое библиотека и какая ее основная функция. Потому что только ответив на этот вопрос можно рассуждать о том, чем можно эту основную функцию дополнить, не так ли?

Так вот, библиотека — это прежде всего место, где происходит встреча пришедшего туда с лучшими образцами культурного наследия человечества. Образцы эти тщательно отбирают, список формируется и дополняется на протяжении тысяч лет. Через встречу с ними происходит приобщение к огромному опыту, накопленному человечеством. И это не фигура речи и не преувеличение. Что, по большому счету, осталось нам от ушедших поколений кроме библиотек? Все остальное рушится, а они остаются.

Только вдумайтесь — огромный опыт живших до нас миллиардов и миллиардов людей (не весь, конечно, но самая главная, обобщенная, общечеловеческая его часть) сконцентрирован на полках какой-нибудь районной библиотеки. И каждый может к нему приобщиться, было бы желание. Снимая с полки труд давно ушедшего гения, вы вступаете во вполне полноценное взаимодействие, в общение с этим человеком.

Такой процесс передачи опыта требует, естественно, внутреннего напряжения, труда. Но ведь взаимодействие с лучшими умами ушедших эпох и не может происходить по-другому! Библиотека, это не место досуга, это место для особой работы. И если порой, увлекшись, этого не замечаешь — как человек, который получает удовольствие занимаясь любимым делом — труд от этого не перестает быть трудом. И, как и любой труд, требует создания определенных условий. Правильно оборудованного рабочего места, например, чтобы эффективнее и плодотворнее трудиться. Специфический формат организации такой библиотечной работы вырабатывался не год и не два, даже не сотни лет, а, без всякого преувеличения, тысячелетия.

И почему вдруг от него нужно в одночасье отказываться (или, по крайней мере, существенного модифицировать)? Есть ли другой формат, показавший большую эффективность и прошедший хоть сколько-нибудь сравнимую проверку временем? Очевидно, что такого формата нет.

Библиотека_в_монастыре_св_Флориана_Австрия

Другой вопрос — можно ли придумать какие-то дополнения к «классическому», проверенному историей формату? Какими должны быть эти дополнения? Чтобы ответить на этот вопрос, снова нужно уйти немного в сторону.

Ясно, что опыт хранится в библиотеке не буквально (такую бездну опыта нельзя хранить буквально), а в неком свернутом, зашифрованном виде. И для расшифровки и полноценного взаимодействия с ним нужен ключ. Таким «ключом» является базовый культурный уровень. Другими словами, чтобы понять что написано в книге, адекватно воспринять созданные автором художественные образы, нужно что-то предварительно знать. Раньше такие базовые знания давали школа и ВУЗ. Сейчас ситуация в образовании аховая. Поэтому проблема «ключа», который дает доступ к опыту, стоит очень остро. Люди не читают (и, как следствие, не ходят в библиотеки), потому что книги им кажутся скучными, а скучными они кажутся потому, что их неспособны понять.

И вот как раз здесь дополнения к классическому библиотечному формату могут и должны помогать. Помогать получить этот ключ — сначала к чему-то простому, потом к более сложному. Но такое подспорье не должно подменять собой главного для чего существует библиотека — создание условий для встречи человека с великим культурным наследием.

Библиотека изобразительных искусств Милан Италия

Отвечают ли всему перечисленному «антибиблиотечные» новации? Судите сами. Достаточно очевидно, что никак не отвечают. Но может мы чего-то не понимаем, и наножуки вкупе со скаканием на джамперах каким-то образом помогают по новому прочувствовать, например, произведения Шекспира? Пусть тогда объяснят как это работает.

Для нас же интересен еще один вопрос. Связан он вот с чем. Ведь эту антибиблиотеку нам предлагают как своего рода технологию. А за любой технологией всегда стоит концепция, в рамках которой эта технология существует. Сразу оговорюсь, что амбициозные деконструкторы библиотечной классики (упоминавшийся выше Юрий Петров прямо говорит именно о деконструкции, см. видео с 9 минуты) могут вполне искренне не подозревать, что действуют в рамках какой-то концепции. Что не отменяет ее существования.

В данном случае это концепция «креативного класса». Что она собой представляет и для каких целей разрабатывалась подробно описано в серии статей «Афера с креативным классом» («Суть времени», № 25, 26, 27). Автор концепции — американо-канадский экономист и социолог Ричард Флорида. Применительно к нашему случаю можно отметить несколько важных моментов. Во-первых, в рамках концепции постулируется существование особого «креативного класса» (люди свободных и творческих профессий — актеры, ученные, программисты, поэты, художники, дизайнеры, финансисты, врачи, банкиры и т. д.), который одним своим присутствием, якобы, обеспечивает экономический рост. Да-да, именно так, утверждается, что одного лишь привлечения куда-либо креативного класса достаточно, чтобы в этом месте началось бурное развитие экономики. То есть не класс едет туда, где рост, а рост сам собой появляется там, где класс. Далее говорится, что креаклы скапливаются в местах, где для них существует инфраструктура. И делается вывод — понастрой хипстерских кафешек, велодорожек, современных галерей и театров и получишь небывалый расцвет экономики.

Смешно? Не более чем «конец истории», «война цивилизаций», «глобальное пробуждение» и прочая концептуальная оснастка, используемая Западом в последние десятилетия. Вот что действительно смешно, так это то, что в ряде крупных городов США концепцию Флориды на полном серьезе пытались реализовывать. В надежде на экономические дивиденды, естественно. Закончилось все полным фиаско. Ну то есть как полным, сам Флорида со товарищи, которые грамотно окучивали процесс переделки городов под хипстеров, неплохо нагрелись. В отличие от самих городов, понесших серьезные убытки (например Детройта, Эль-Пасо, Кливленда и Сиэтла подробнее можно прочитать здесь). Но у нас-то страна пока непуганая, возможности ого-го какие, и экономические лавры западных креативщиков, видимо, не дают покоя их российским собратьям.

Для такого предположения есть определенные основания. Так, оказалось, что антибиблиотека будет платной. То есть это бизнес-проект. Или, например, антикафе — работать то они, конечно, работают, но не сказать чтобы были особо популярны. А здесь такая возможность в лучших традициях отечественного креативного класса присосаться к госбюджету. И за счет госбюджета продвинуть свой бизнес-проект, насильно внедрив его в казенных учреждениях. Как пройти мимо?

Кстати, отметим еще один небезинтересный аспект концепции креативного класса. Флорида вводит так называемый «индекс креативности», в который на равных правах, например, с процентом креаклов и числом патентов на душу населения входит уровень толерантности по отношению к секс-меньшинствам. Причем этот уровень очень существенно влияет на индекс. Показатель креативности территории сплошь населенной инженерами, художниками, программистами и банковскими клерками все равно окажется низким, если все они негативно настроены по отношению к представителям ЛГБТ. Так что не будет неожиданностью, если разного рода антибиблиотеки проявят активность и на этом направлении. Последнее, конечно, только предположение.

Если же возвращаться к тому, что не вызывает сомнения, то это, в первую очередь, факт поразительной бесплодности отечественого креативного класса. Ожидать от него некой креации еще меньше оснований чем от западных собратьев. Деконструировать что-либо они прекрасно умеют (причем, как абсолютно верно заметили в интересной статье, используют для этого карнавальные технологии), а вот создать... В данном же случае вообще звучит перестроечная формула, просто напрямую говорится «деконструкция плюс живое творчество масс» (видеоинтервью с 9 минуты). Абсолютно то же самое делалось и говорилось в перестройку, с той лишь разницей, что тогда деконструкция проводилась в масштабах страны. Но зато технологии использовались те же самые — карнавальные. Все это, как мы убедились на личном горьком опыте, есть формула регресса. Нужны ли нам новые перестройка и регресс в такой важной для общества области?

Так что министерству культуры следовало бы быть осторожнее и дождаться хотя бы первых позитивных плодов антибиблиотечного проекта, прежде чем начинать финансировать его и размещать на площадях государственных учреждений. А тем более прежде чем тиражировать этот опыт. Потому что, знаете ли, жизнь меняется. Наша страна взяла курс на суверенитет. Теперь, хочешь не хочешь, придется возвращать народу отчужденную от него высокую культуру. Потому что иначе общество и страна не выдержат внешнего давления, которое будет только нарастать, и погибнут. Вместе с ними, кстати, погибнет и подавляющее большинство представителей министерства культуры, не нужно здесь строить иллюзий. Вопрос культуры обязательно встанет и встанет очень остро. И организацией креативных тусовок тогда уже не отделаешься.

Ну и в заключение еще пара фотографий.

Национальная библиотека Франции Ришелье Овальный зал Париж Франция

Читальный зал в Ливерпульской публичной библиотеке Англия

Comments

( 7 комментариев — Оставить комментарий )
sl_ap
27 окт, 2014 14:09 (UTC)
как сделать так, чтоб реклама твоего блога в моей гуглопочте не маячила? уже в печенках сидит, чесслово
eot_nsk
28 окт, 2014 09:50 (UTC)
Здравствуйте. Мы никак не рекламируем блог. Это google отбирает то, что по их мнению может быть интересно для вас. Можете писать им или поставить плагин для браузера Adblock Plus — он очень хорошо вырезает рекламу, в том числе промо от google в почте.
sl_ap
28 окт, 2014 09:56 (UTC)
вот конкретно эту рекламу адблок как раз и не вырезает почему-то
eot_nsk
28 окт, 2014 19:14 (UTC)
Специально для вас отключили Adblock Plus и поставили Adblock. Все вырезает! Браузер - google chrome. Проверьте настройки своих плагинов и обновите их при необходимости или переустановите. Это всё чем можем помочь. Успехов!
sl_ap
28 окт, 2014 22:47 (UTC)
да, пришлось чуть поднастроить, но теперь вырезает
bratkova_olga
29 окт, 2014 00:56 (UTC)
Каков размах - а? Звучит так, будто затеяли такое хорошее большое дело, да?
( 7 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner