?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Среди тех, кто преданно любит СССР, принято считать, что советские мультфильмы, на которых мы все выросли — безоговорочно прекрасны и, в отличие от современных или зарубежных мультиков, не несут никакого вреда. Однако, как ни печально, но это не всегда так. Среди снятых в СССР мультфильмов есть те, которые, так же как некоторые фильмы и песни, служили вражескому делу разрушения Советского союза. Причем делали это очень искусно.

Сразу же стоит оговорить, что это вовсе не значит, что эти мультфильмы нельзя показывать детям сейчас. Они всё равно значительно лучше большей части выпускаемой в наши дни детской продукции, как с эстетической (качество рисовки и музыки), так и со смысловой стороны: разрушительные для СССР смыслы в них соседствуют с традиционными ценностями. Хотя именно это и сыграло в своё время роковую роль: за красивой картинкой и правильным сюжетом ни родители ни, тем более, дети не видели разрушительного содержания, и ложные смыслы внедрялись прямо в подсознание.

Все прекрасно помнят песню «Чунга-чанга» о далекой чудо-стране, где все живут без забот. Но мало кто сможет вспомнить, в каком мультфильме она звучит. И это не удивительно, ведь именно в этом и заключалась цель режиссера. Этот музыкальный отрывок так композиционно расположен, так выделен звуком и цветом, что именно он остается в памяти после просмотра мультфильма, оттесняя остальной сюжет на задний план.

Посмотрим мультфильм «Катерок» (1970 год) более внимательно — с высоты прожитых лет и знания о гибели СССР.

Обратим внимание на цветовое решение мультфильма. Родина Катерка окрашена по большей части в серый цвет, а другие краски поданы блекло, лишены яркости. Даже летняя трава скорее серо-зеленая, чем сочная. Единственный выделяющийся цвет — красный — в оформлении самого катерка и детских флажках — окончательно обозначает для зрителя: страна, в которой работает кораблик — это Советский союз. Неведомая земля «Чунга-чанга», напротив, показана максимально ярко. Сочетание желтого, оранжевого и черного привлекает внимание детей и запечатляется в памяти.

Не менее откровенно это противопоставление и в музыкальном ряде. Песни, оформляющие советские сцены, мелодичные и тихие, не динамичные и плохо-запоминающиеся. Тогда как «Чунга-чанга» подкупает маленьких зрителей танцевальным ритмом, легко селящимися в сознании строками и весёлой мелодией. Кстати «Чунга-чанга» косвенно отсылает именно к США, поскольку дельфин играет на саксофоне, который для советских граждан являлся одним из основных символов Америки. Но самое главное — текст песни пропагандирует легкую жизнь, без желания трудиться, сытую и бессодержательную.

Сам сюжет подчеркивает вложенную авторами идею: после возвращения на Родину Катерок видит знакомые места унылыми и опустевшими. В какой-то момент кажется, что здесь его вообще никто не ждет и он так и погибнет скованный льдами. Но в самом финале авторы показным образом реабилитируются, и кораблик спасается, завидев бегущих на встречу знакомых детей. Этот финал выглядит натянутым и, вполне возможно, был вставлен только ради того, чтобы мультфильм смог выйти на экраны.

Во всём остальном «Катерок» не вызывает упрека: в нём демонстрируется бескорыстный неустанный труд и желание вернуться на Родину несмотря ни на что. Вот только, увы, не эти мысли отпечатываются в сердцах маленьких зрителей — и именно на это работает весь художественный ряд мультфильма. Кстати, в передачу «Спокойной ночи малыши» в 90-е годы зачастую этот мультик вставляли урезанным — оставляя только эпизод про «Чунга-чангу».

Автор текста этой знаменитой песни, которая давно обрела собственную жизнь, — Юрий Сергеевич Энтин. Он писал стихи для множества советских мультфильмов. В том числе, например, к «Голубому щенку», в котором образ доброго моряка подан крайне искаженно: слащавый и смазливый, вместо смелого и мужественного (не говоря уже о том, как звучат тексты песен сейчас, когда слово «голубой» приобрело дополнительное значение).

Моряк

Многие песни Юрия Энтина, по его словам, с трудом проходили цензуру, поэтому советскую систему он не любил: «Иногда мне даже кажется, что не случайно советскую власть свергли 21 августа, в день моего рождения» (из интервью «Новым известиям», 17 Февраля 2004 г.). Правда, теперь он сам признает, что после распада Союза детским поэтам стало гораздо тяжелее: «В этом круговороте нет места детской песне. Она оказалась на краю, потому что всецело зависела от государственных дотаций. Ее и столкнули» (из интервью «Новой газете», 6 августа 2001 г.).

Режиссер «Катерка» — Инесса Ковалевская, среди работ которой также мультфильмы «Приключения кузнечика Кузи» (1990-1991 гг), в сюжете которых герой также случайно попадает в красивую тропическую страну, где все ему рады.

К сожалению, подобные разрушительные тенденции встречаются во многих советских мультфильмах. И чем ближе к развалу СССР, тем сильнее это заметно. Достаточно вспомнить хотя бы «Возвращение блудного попугая» (1984 — 1988 гг.), в котором откровенный перестроечный дух лишь слегка прикрыт неубедительным намеком на сатиру.

К сожалению, на этих и других примерах мы видим, какую большую роль сыграла культура в создании определенных стереотипов. И нужно не допустить, чтобы подобное повторилось, и уже новые мультфильмы забили головы наших детей ложными смыслами, формируя у них чрезмерно идеализированное представление относительно далеких стран по сравнению со своей Родиной.

Comments

( 28 комментариев — Оставить комментарий )
ray_star
4 фев, 2014 17:01 (UTC)
Никогда не думал об этом мультфильме в таком ключе. Сейчас пересмотрел, и действительно, соглашусь с текстом этой заметки. Надо сказать, что в детстве я не очень любил этот мультфильм. Тем более, что в 80-х и правда в передаче «Спокойной ночи, малыши» показывали урезанную версию, где была в основном эта приставучая песня. Мне мультфильм казался тогда каким-то бестолковым. А что действительно нравилось, так это старые мультики, годов 40–60-х. Вот это шедевры! Люди нарисованы, как люди, а не абстрактные человеки. Пионеры, деды Морозы, лесные звери — все учили детей уму-разуму...

Двенадцать месяцев, 1956 г.; Аленький цветочек, 1952 г.

Петя и Красная Шапочка, 1958 г.

Вовка в Тридевятом царстве, 1965 г.

А ближе к 70-м начинали проскальзывать уже другого плана мультики, с вкраплениями чего-то западного. Хотя в конце 60-х до начала 80-х всё равно подавляющее количество мультфильмов было правильно ориентированно.

Мешок яблок, 1974 г.

Ну, и, конечно, один из грандиознейших мультиков 80-х — Тайна третьей планеты:

Тайна третьей планеты, 1981 г.
vinovatyi
5 фев, 2014 02:47 (UTC)
Да, перечисленные вами мультики как раз лучшее, что было снято в СССР! Мне ещё нравится мультик "Песенка мышонка" ("Какой чудесный день"). Там очень наглядно показана необходимость всестороннего развития человека.
ray_star
5 фев, 2014 09:43 (UTC)
Про «Песенку мышонка», пожалуй, не совсем соглашусь о всестороннем развитии. Мне думается, что там противопоставляются рабочим людям бездельники и балагуры. В обществе ценится труд, а плясать и бренчать на пне — не почётно. В песне должен быть созидательный смысл. Не про себя петь любимого и пни там разные, а про работу и товарищей... Работе время, потехе час. Учись, работай, а после работы отдыхай вместе с товарищами. Эгоизму и лени скажем «нет»! Труду и коллективизму скажем «да»!

Ну, на самом деле, я ещё не все мультики перечислил, которые достойны внимания. Много мультфильмов осталось «за кадром». Их десятки.
physfak_69
6 фев, 2014 07:57 (UTC)
Не все мультфильмы одинаково полезны
Ну, на самом деле, я ещё не все мультики перечислил, которые достойны внимания. Много мультфильмов осталось «за кадром». Их десятки.>>>
Есть еще добрый, даже щемящий мультик "Варежка" про девочку, мечтающую завести щеночка. Вообще, наши мультики очень часто адресовались не только детям, но и взрослым. Пример- чудеснейший мультик по сказке- "Жил был пес". А фильмов с "двойным дном", хотя и качественно сделанных, тоже хватало, тут и "Кот Леопольд", и "Простоквашино", хотя по первому разу посмотреть можно, а вот "Пса" готов смотреть еженедельно.
ray_star
6 фев, 2014 08:15 (UTC)
Согласен. И если уж заговорили о щемящих душу мультфильмах, то я бы отметил картину «Верните Рекса». На мой взгляд, он покруче «Варежки» будет.

А какое двойное дно Вы видите в мультфильмах «Простоквашино» и «Кот Леопольд»?
physfak_69
6 фев, 2014 08:38 (UTC)
А какое двойное дно Вы видите в мультфильмах «Простоквашино» и «Кот Леопольд»?>>>
С "Простоквашино" все на поверхности - "портативный" и дохлый запорожец, выступающий в роли положительного героя куркулистый и хамоватый кот Матроскин, отрицательный герой -туповатый и зловредный почтальон Печкин, намек на заброшенность деревни и т.д. С "Леопольдом" посложнее, но расклад "доброго" кота Леопольда и зловредных мышей навевает кое какие размышления.
mi5ter_fi5ter
9 фев, 2014 20:09 (UTC)
Этот Матрасник Матроскин кулачок типичный по своей психологии.
physfak_69
10 фев, 2014 07:29 (UTC)
Этот Матрасник Матроскин кулачок типичный по своей психологии.>>>
Так в том то и дело, что авторы фильма как бы любуются "кулачком" и "ненавязчиво навязывают" детям свое представление.
olga_kisakatami
5 фев, 2014 17:43 (UTC)
Теперь понятно почему я его своим детям не показываю. У меня есть личная группа, где я собираю мультики СССР для своих детей. Этот мультик я не стала включать, мне он никогда не нравился, хотя мама в детстве часто мне пела Чунга-чангу и даже игрушку такую мне тогда купила. http://img10.slando.ua/images_slandocomua/114996017_1_644x461_kukla-negritenok-chunga-changa-leningrad-simferopol.jpg
Мне всегда было не понятно, почему дома у кораблика так грустно. Спасибо за разбор.
cristal_clear_m
5 фев, 2014 20:04 (UTC)
нет.
"катерок" милый добрый мульт о полезной работе, о дружбе и взаимопомощи, об опасном приключении, которое закончилось хорошо, и о возвращении домой. и еще о том, что даже непохожие внешне люди с разных концов земли могут проявлять одинаково хорошие качества. и еще о том, что в гостях хорошо, а дома лучше, например. вообще, попытки приписать десятиминутному мультику идеологическую диверсионность из-за того, что чудо-остров яркий, красочный и с запоминающейся мелодией, а Родина, по сравнению с ним, серая и невзрачная, простите уж, звучат диковато и говорят больше о комплексах того, кто подобные претензии предъявляет. то же самое относится и к "голубому щенку", это вообще, на мой сугубо личный взгляд, мультфильм не для крошек, его сюжет, эстетика и музыка явно адресуются людям постарше.
пожалуйста, не надо повторять ошибок предперестроечного СССР, когда людей буквально тошнило уже от генеральной линии, втюхиваемой куда попало, без разбора, без смысла, без вкуса и без меры. пропаганда наших ценностей не должна быть плоской и нудной, это отвращало людей тогда и отвратит снова. не надо перегибать палку.
Andrey Golovin
6 фев, 2014 07:46 (UTC)
Re: нет.
"....пожалуйста, не надо повторять ошибок предперестроечного СССР, когда людей буквально тошнило уже от генеральной линии, втюхиваемой куда попало, без разбора, без смысла, без вкуса и без меры. пропаганда наших ценностей не должна быть плоской и нудной, это отвращало людей тогда и отвратит снова. не надо перегибать палку...." Именно так!
cristal_clear_m
6 фев, 2014 08:10 (UTC)
Re: нет.
к сожалению, некоторые, имеющие отношение к СВ и РВС (по крайней мере в сети) все чаще впадают в косность и ханжство. вместо спокойных трезвых разборов появляются невнятные парноидальные истерические тексты, или такие, как вот этот, попытки на ровном месте докопаться до столба. не первый раз уже вижу подобное, очень неприятно, если это тенденция.
kalinkedkos
8 фев, 2014 16:32 (UTC)
Re: нет.
Подпишусь под каждым словом.
tepliy_tepliy
6 фев, 2014 06:46 (UTC)
Интересный взгляд
fan_an_da
6 фев, 2014 09:49 (UTC)
Граждане, а вас не зашкаливает?.. Что это за нравственная семиотика соцреализма вместо конкретных указаний на удачные/неудачные графические, цветовые и текстовые решения? И куда вы тогда (страшно подумать) отнесете диснеевские мультфильмы? Аниме?
sj314
6 фев, 2014 16:13 (UTC)
Нормальные мульты. Никогда не было желания нифига не делать слушая Чунгачангу. Напротив было ощущение что жители острова нифига не имеют и кроме как плясать им и занятся нечем.

Edited at 2014-02-06 16:14 (UTC)
Andrey Belokopytov
6 фев, 2014 17:45 (UTC)
Разные были мультфильмы и песни. Например, всеми любимый Чебурашка и крокодил Гена пели, сидя верхом на голубом вагоне:
"Может мы обидели кого-то зря,
Календарь закроет этот лист.
К новым приключениям спешим друзья.
Эй, прибавь-ка ходу, машинист!"
Вот так и катился голубой вагон под всеобщее умиление.
Но если кто-либо пытался обращать на подобные строки внимание, то его засмеивали,говоря, мол, делать тебе нечего, к ерунде цепляешься.
Но факт, остается фактом. Из песни слов не выкинешь. Были эти эксперименты творчества...
Andrey Belokopytov
6 фев, 2014 17:57 (UTC)
Хотелось бы еще обратить внимание на то, как на эмоциональном плане передаются определенные установки. К примеру, мои племянники ходили в театр на спектакль "Кот в сапогах". Вроде бы классика, всем известная. Но когда я их попросил пересказать увиденное, они стали рассказывать про то как коварный подлый кот обманул доброго, улыбчатого,людоеда-душку. Людоед по наивности доверился коту, превратился в мышку, а кот съел преобразованного людоеда. Для них увиденная сказка стала подтверждением, как побеждает зло.
Все это было проделано на эмоциональном плане. Не смыслами, не логикой, а эмоциями легко подобраться к детскому сердцу
kalinkedkos
8 фев, 2014 16:32 (UTC)
Где анализ мультфильма?
Уважаемый автор!
Вас подвело отсутствие анализа мультфильма. Если его действительно провести, то окажется, что вы жестоко ошибаетесь.
Пришлось сделать http://kalinkedkos.livejournal.com/5224.html
ales_z
9 фев, 2014 09:13 (UTC)
Мой знакомый член Сути Времени любит мультик май литл пони, можно смотреть этот мультик советскому человеку или нет?
steam_carousel
9 фев, 2014 09:38 (UTC)
а здесь в чём суть?
nikola1989
9 фев, 2014 09:55 (UTC)
падла западная
Мультики советские ему не нравятся, гомосятину он видит. К доктору обратись, извращенец - советский человек не может видеть гомосятину в детском мультике, ты просто извращенец, воспитанный в западной дегенеративной культуре.
gladkov_i
9 фев, 2014 11:12 (UTC)
Не у кого не возникло ассоциаций с этим бородатым анек
Принесла учительница в школу кирпич и спрашивает:
- Дети, о чем вы думаете, глядя на этот кирпич?
Поднимает руку Лена:
- Я думаю о подвиге советских строителей!
- Молодец! Садись, "пять"!
Поднимает руку Таня:
- А я думаю о перспективах коммунистического строительства в нашей стране!
- Умница! Садись, "пять"!
Поднимает руку Вовочка. Учительница спрашивает:
- Вовочка, ну а ты о чем думаешь?
- А я - о бабах.
- о почему, Вовочка!?!
- А я все время о них думаю…
beholder1777
9 фев, 2014 12:41 (UTC)
>> Среди снятых в СССР мультфильмов есть те, которые, так же как некоторые фильмы и песни, служили вражескому делу разрушения Советского союза

Цензура, каэшно, не справлялась со своими обязанностями, надо же.

Мультфильмы погубили ссср 1.0, кто бы мог подумать
125mm
9 фев, 2014 13:04 (UTC)
Ну что вы! Прекрасно справлялась. Всё творчество было железобетонно зарегулировано и соответствовало генеральной линии. Но тогда вопрос - а чо страна-то развалилась?
beholder1777
9 фев, 2014 13:44 (UTC)
(тревожно) неужели виноваты не мультфильмы, а кто то еще?

мобыть даже, генеральная линия
125mm
10 фев, 2014 09:15 (UTC)
Вы определённо начинаете что-то понимать!
baruz99
10 фев, 2014 17:56 (UTC)
Нда...дела...
Правильно про СВ говорят - совсем крыша уехала!
( 28 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner