?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Выставка Герои фестиваля EXPERIENCES-2013

Осенью 2013 года в Новосибирске прошел фестиваль экспериментальной поэзии EXPERIENCES («Экспириенс»). Он проводится примерно раз в год и является, как отмечают некоторые журналисты и блогеры, действительно значимым событием в культурной жизни города. Поэтому его обсуждение будет актуально ещё как минимум до следующего фестиваля. Но куда более актуальным его делает тема мероприятия в этом году — «Герои».

Начнем с небольшого экскурса в историю. Фестиваль «Экспириенс» был запущен в Новосибирске в 2010 году и с самого начала принципиально отличался от всех подобных мероприятий.

Во-первых — он был организован, так сказать, снизу — самими поэтами и художниками: в его проведении и финансировании не принимали участие ни власть, ни официальные организации или художественные объединения, ни бизнес, ни какие-либо другие структуры. Он полностью создавался самими авторами — молодыми и никому не известными.

Во-вторых — это был синтетический фестиваль, посвященный именно объединению различных направлений в искусстве: соединению живописи и поэзии, видеопоэзии, оригинальным способам представления стихов со сцены и т.д.

Первый раз был больше похож на междусобойчик. Но с тех пор «Экспириенс» сумел значительно расшириться. Прошло два крупных фестиваля — продолжающихся по несколько дней и занимающих несколько крупных площадок, расширилась география участников.

Почти сразу выделились основные направления работы: поэзия (оригинальные способы представления стихов со сцены, новые имена и т.д.), видео (видеопоэзия и видеоарт), театр (поэтические спектакли, читки пьес, перформансы), изобразительное искусство (инсталляции, поэтические картины и т.д.) и фотография. Также в рамках фестиваля проводились встречи с приезжими гостями, круглые столы и т.п.

Фестивали были тематическими. Второй носил название «Напряжение», третий — «Метроном» и последний — «Герои».

Стоит сказать, что изменился за эти годы фестиваль не в лучшую сторону. В частности, в 2013 из него ушла значительная часть оргкомитета — на их место пришли другие люди. Сменился и авторский состав — меньше стало новосибирцев. Пострадало качество работ — всё интересное было показано на первых мероприятиях, а сделать что-то новое авторы не успевали. Сложные отношения были с площадками, в частности, последнюю выставку отказался принимать Центр современного искусства, где она проводилась в предыдущие годы.

А теперь обратимся к «Экспириенсу» 2013 года. Почему темой была выбрана именно «Герои» вряд ли смогут ответить даже сами организаторы. Не зря же официальной однородной концепции у фестиваля 2013 года не было, вместо этого каждый из организаторов написал мини-эссе о своём личном понимании героя и героизма. И эти понимания сильно разнятся.

Но если посмотреть на фестиваль в общекультурном контексте, то ответ становится намного яснее. Ведь именно война с героем и героизмом — это одно из основных направлений культурной войны, ведущейся против России. И организаторы фестиваля волей или неволей становятся участниками этой войны.

И вот теперь мы можем поставить самый главный вопрос: на чьей стороне они выступают в этой битве?

К сожалению, ответ становится очевиден сразу же, стоит только посмотреть на работы, представленные на фестивале.

Традиционно получилось так, что наиболее плотно тематику фестиваля представляют именно визуальное и видео-направления. В поэтической и театральной составляющей, как правило, представлены работы очень разного уровня, никак не связанные тематически ни между собой, ни с общей концепцией мероприятия.

Поэтому начнем рассмотрение позиции организаторов и участников «Экспириенса-2013» с конкурса видеопоэзии «Очевидно». Этот конкурс всегда был одним из самых ярких элементов фестиваля с широчайшей (даже международной) географией и элементом соревновательности (призы как правило предоставляют местные книжные магазины).

Возможно, сначала стоит сказать пару слов о том, что такое видеопоэзия, ведь этот относительно новый жанр пока известен не всем. Видеопоэзию можно определить как вид искусства, в котором органично сочетаются художественный визуальный ряд и поэтический текст, явный или вырожденный, представленный графически или декламирующийся. Родоначальником видеопоэзии, как отдельного жанра, считается итальянец Джани Тотти. В России первыми авторами были Константин Кедров и Елена Кацюба, а также Александр Горнон и Дмитрий Пригов. Широкое распространения видеопоэзия получила в XXI веке с появлением общедоступного интернета.

Итак, традиционно одной из номинаций конкурса видеопоэзии «Очевидно» является тема текущего фестиваля (в данном случае это — «Герои»). Жюри должно оценить, насколько представленные работы отражают заявленную тему и насколько полно её представляют.

Одна из представленных на фестивале работ так и называлась «Герой», была снята специально для этого мероприятия и прекрасно отражает его основную направленность.

А победителем в номинации «Соответствие теме фестиваля» стал ролик Александра Кулёмина «Впритык», который иллюстрирует непонимание, отчужденность и отчаяние, а также неявно содержит в себе отсылки к ставшей в последнее время особенно модной теории «Вечного возвращения» Ницше.

От видео-работ перейдем к художественной составляющей и рассмотрим выставку, которая целиком была посвящена теме «Герои» и оказалась наиболее важным элементом фестиваля с точки зрения культурной войны.

Х...с. Выставка Герои 2013

На входе в зал висит доска с надписью «Стена Героев» и пустым силуэтом. К доске прикреплен маркер — посетители могут вписывать туда имена своих героев и мысли по поводу героизма. Среди разнообразных высказываний бросается в глаза: «Юра, прости, мы все пр....ли». Видимо, под Юрой подразумевается Гагарин. А сама выставка отлично иллюстрирует этот анонимный крик.

Стена Героев. EXPERIENCES-2013

Сложно рассмотреть в статье все работы — их было довольно много: молодые и не очень художники из разных городов России (преимущественно, сибирских) при помощи инсталляций, видеороликов, картин и фотографий размышляют на тему бессмысленности и монотонности жизни, специфической современной цензуры, однополой любви и актуальной политики.

Филипп Дершраер. Выставка Герои 2013

Был на выставке и портрет Навального, отображающий реальное отношение к этому «вождю» российского «креативного класса». «Смотрите на меня, этого достаточно» — кричит надпись под пустым манекеном.

Ольга Сотникова. Выставка Герои 2013

Особенно по-гротескному страшной кажется серия «Современному художнику новые формы творчества на.... не нужны», представляющая разрисованные и исписанные взрослой рукой страницы из детских раскрасок. Инсталляция одновременно отражает предельную инфантильность современного «творческого» сообщества и трагедию отсутствия будущего у подрастающего поколения.

Алексей Мартинс, Игорь Лазарев, Екатерина Кузубова

Сами молодые «художники» тоже представили себя на выставке. Обнаженная девушка, измазанная краской, делает различные «па» в очерченном на полу квадрате — это «произведение» «современного искусства» под названием «Обнаженная душа художника». Другая девушка лежит в спальном мешке в окружении разбросанных по полу фотографий, а молодой человек привязан к стулу парнем в кедах и костюме священника.

EXPERIENCES-2013. Выставка Герои

Рядом с картинами пояснения от начинающих «кураторов» — стихи, целые тексты или просто короткие лозунги. Например: «Герой — это смешно».

А кто же зрители? По большей части, это сами художники и их друзья, а также участники других этапов фестиваля, начинающие журналисты, блогеры и прочие представители узкой арт-тусовки, сформировавшейся вокруг «Экспириенса» за три года. Раз за разом видя на мероприятиях одни и те же лица, понимаешь, что это действо варится в собственном соку, делается организаторами для самих себя и мало кому интересно. Возможно, к лучшему.

Таня Букова, Герои

Основная мысль, пронизывающая все работы фестиваля «Экспириенс-2013» — это абсолютное непонимание авторами понятия «герой», полная отчужденность от темы героического в том виде, в котором она жила во все предыдущие времена. Здесь нет апелляций ни к античности, ни к эпохе возрождения, ни к Советскому опыту... Юные «художники» и «поэты» мечутся в незнании: Кто же такой герой? Это обычный серый человек, погрязший в однообразных буднях? Это супермен из американских комиксов? Это вечно-протестующий-активист-хипстер? Или это современный «художник», выставляющий себя напоказ? Они чувствуют, что всё это — совсем не то, но боятся в этом признаться. В их произведениях слышится крик: «Нет героев, нет! Мы — не герои, а значит, их нет и не может быть вообще! Значит, их не было никогда».

И то, что эти работы выбраны для выставления кураторами, такими же, как сами авторы, молодыми и никому не известными, а не Гельманами и подобными «артивистами» на службе Запада — это самая страшная тенденция, которую отражает данная выставка. Дегероизация проникла в самую глубь народа и начала выплёскиваться через наивные творения провинциальной молодёжи, мечтающей творить что-то значительное, настоящее, но уже совсем не понимающей, как и зачем это делать.

Календарь

Сентябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner