?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Курс лекций по античной философии читает Вячеслав Иванов — студент одновременно двух факультетов Новосибирского Государственного Университета: физического (ядерная физика) и философского.

Вячеслав — один из тех, кто слова Ленина из речи на III съезде Российского Коммунистического Союза Молодёжи 1920 г. понимают буквально: «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество».

Поскольку у новосибирской интеллигенции нет интереса в просвещении патриотической молодёжи, молодёжь занимается своим просвещением сама, взяв в руки себя, книги и видеокамеру.

Иванов Вячеслав Львович. Античная философия.

План лекции № 6:

  1. Софисты: Протагор (сенсуализм, релятивизм), Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт и младшие софисты;
  2. Сократ. Сократ и софисты, поворот в сторону исследования человека и общества. «Я знаю, что ничего не знаю».;
  3. Понятия, определения. «Майевтика». Смерть Сократа.;
  4. Сократические школы. Киники (Диоген Синопский и др.), киренаики (Аристипп), мегарики.

Предыдущие лекции:

Comments

( 10 комментариев — Оставить комментарий )
zarezal
6 апр, 2013 06:47 (UTC)
Ну, серьезно о качестве содержания этих лекций говорить не приходится - от ошибки к предрассудку. Забыли юноши правило пифагорейской школы - обучение начинается с молчания. Но интересно другое: без костылей (записи, презентации, обязательная доска для рисования бессмысленных схем) юные лекторы ВСЕ КАК ОДИН обойтись уже не могут.
vyacheslav_l_i
6 апр, 2013 12:39 (UTC)
Судя по содержанию твоего журнала -

"Вот часто говорят, что, мол "я пишу свой журнал для себя и нехуй сюда лезть посторонним1". Во всяком случае мне так говорят постоянно (хм, почему?) - встречный вопрос: если вы такие целки-фанатички, что не терпите постороннего мнения, то какого хуя вы это делаете доступным для чтения - типа, у меня юбка случайно задралась, а ты, противный, не смотри. Какой-то трансцендентализм ебучий..."

- твои оценки следует считать весьма авторитетными.
zarezal
7 апр, 2013 08:18 (UTC)
А чего нет? Мы, нефтяники, знаем, что о "сенсуализме Протагора" в 21 веке говорить уже просто неприлично. А докладчику неплохо, ну, хотя бы Гатри почитать, что ли.
vyacheslav_l_i
7 апр, 2013 10:28 (UTC)
О "сенсуализме Протагора" - нельзя говорить?

Платон, диалог "Теэтет":

"Т е э т е т. Конечно, Сократ, раз уж ты приказываешь, стыдно не приложить всех старании и не высказать, кто что думает. По-моему, знающий что-то е ощущает то, что знает, и, как мне теперь кажется, знание - это не что иное, как ощущение .

С о к р а т. Честно и благородно, мой мальчик. Так и следует делать - говорить то, что думаешь. Однако давай вместе разберемся, подлинное что-то родилось или же пустой призрак. Итак, ты говоришь, что знание есть ощущение?

Т е э т е т. Да.

С о к р а т. Я подозреваю, что ты нашел неплохое толкование знания. Однако так же толковал это и Протагор. Другим, правда, путем он нашел то же самое. Ведь у него где-то сказано: «Мера всех вещей - человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». Ты ведь это читал когда-нибудь?

Т е э т е т. Читал, и не один раз.

С о к р а т. Так вот, он говорит тем самым, что-де какой мне кажется каждая вещь, такова она для меня и есть, а какой тебе, такова же она в свою очередь для тебя. Ведь человек - это ты или я, не так ли?

Т е э т е т. Да, он толкует это так.

С о к р а т. А мудрому мужу, разумеется, не подобает болтать вздор. Так что последуем за ним. Разве
не бывает иной раз, что дует один и тот же ветер, а кто-то мерзнет при этом, кто-то - нет? И кто-то не слишком, а кто-то - сильно?

Т е э т е т. Еще как!

С о к р а т. Так скажем ли мы, что ветер сам по себе холодный или нет, или поверим Протагору, что для мерзнущего он холодный, а для немерзнущего - нет?

Т е э т е т. Приходится поверить.

С о к р а т. Ведь это каждому так кажется?

Т е э т е т. Да.

С о к р а т. А «кажется» - это и значит ощущать?

Т е э т е т. Именно так,

С о к р а т. Стало быть, то, что кажется, и ощущение - одно и то же, во всяком случае когда дело касается тепла и тому подобного. Каким каждый человек ощущает нечто, таким, скорее всего, оно и будет для каждого.

Т е э т е т. Видимо, так.

С о к р а т. Выходит, ощущение - это всегда ощущение бытия, и как знание оно непогрешимо.

Т е э т е т. Очевидно.

С о к р а т. Тогда, клянусь Харитами , Протагор был премудр и эти загадочные слова бросил нам, всякому сброду, ученикам же своим втайне рассказал истину, Теэтет. Как тебя понять, Сократ?

С о к р а т. Я поведаю тебе это рассуждение, оно немаловажно: [Протагор утверждает], будто ничто само по себе не есть одно, ибо тут не скажешь ни что оно есть, ни каково оно; ведь если ты назовешь это большим, оно может показаться и малым, если назовешь тяжелым - легким и так далее, поскольку-де ничто одно не существует как что-то или как какое-то, но из порыва, движения и смешения одного с другим возникают все те вещи, про которые мы говорим, что они существуют, хотя и говорим неверно, ибо ничто никогда не есть, но всегда становится. И в этом по очереди сходились все мудрецы, кроме Парменида : и Протагор, и Гераклит, и Эмпедокл, а из поэтов - величайшие в каждом роде поэзии: в комедии - Энихарм, в трагедии - Гомер, который, упоминая «...отца бессмертных Океана и матерь Тефису», объявляет все порождением потока и движения. Или тебе не кажется, что он так считает?"

Возможно, вы забыли правило пифагорейской школы - обучение начинается с молчания.
zarezal
7 апр, 2013 13:42 (UTC)
Ну, как дети, в самом-то деле!
Не буду говорить о том, что Платон не обещал говорить правду о Протагоре, об этом - к Гилярову. И чиво-то было трудиться так, Платона копипастить,любой буровик знает этот фрагмент, 151е-152е по стефанусовой пагинации.. Прочтите слова Протагора, как их передает Платон, а не Татьяна Вадимовна Васильева: " πάντων χρημάτων μέτρον άνθρωπον είναι..."
aavasiljev
7 апр, 2013 14:21 (UTC)
Re: Ну, как дети, в самом-то деле!
Тов. нефтянник, а может сведения о трактовке χρήματα в аксиологическом ключе для базового курса философии всё же излишни, как вы считаете?
zarezal
7 апр, 2013 16:15 (UTC)
Слышу голос не мальчика, но мужа.С замечанием согласен, попытку троллинга прошу считать не бывшей:). Но все же замечу, что авторами публично выставлен не "базовый курс философии", но именно цикл лекций по истории древней философии, а это уже заявка с претензией, а в итоге - поверхностно, старо, скучно. Молодость? Не оправдывает, могли критически оценить себя по уровню, ну, хотя бы навскидку - лекций Д.Бугая, если им в НГУ Горан с Афонасиным мозги не прочистили.
vyacheslav_l_i
7 апр, 2013 17:22 (UTC)
"Слышу голос не мальчика, но мужа"

Молодец, девочка.

"Не оправдывает, могли критически оценить себя по уровню, ну, хотя бы навскидку - лекций Д.Бугая, если им в НГУ Горан с Афонасиным мозги не прочистили."

Извините, но лекции Бугая я знаю наизусть. Слушал много раз. Как и лекции Пименова, Вольф, Майорова и многих других.

Эти наши лекции - ЛУЧШЕ лекций Бугая, читающего по книжке про Фалеса, и подающего философию как набор бессвязных мнений, и каждый может в этом убедиться, послушав его. Да, я знаю меньше Бугая. Я меньше года этим занимаюсь. Но тем удивительнее, что мы с Юлей сделали Бугая, за то же время рассказав более осмысленный, живой курс. Наш курс - ЛУЧШЕ курса Бугая. И перед каждой лекцией я слушаю его и других. Наверное, это стремно, видеть, что кто-то, занимаясь меньше года предметом, делает курс лучше, чем тот, кто всю жизнь этим занят? Бесит, правда?

А все потому, что кто-то занят собой, а кто-то делает что-то для других. Бесплатно. Жертвуя карьерой. Временем. Последними силами.

А ваша проблема, на мой взгляд, вот в чем. Вас оскорбило, что те знания, которые в ваших глазах поднимали вас над серой массой быдла, кто-то неопытный (но быстро наработающий этот опыт, не волнуйтесь) совершенно бесплатно начал нести широкой публике. Сами вы этого делать не хотите. А может - не можете (всегда безопасно критиковать чужой труд, сидя на диване, правда?). Да и не понимаете, зачем это делать. А я объясню вам, зачем.

Вы должны понять, что этот курс делается не для того, чтобы красоваться. Не для кривляний перед камерой. И делается он как раз потому, что самодовольные интеллигенты с помойки (как ты) обладая знаниями, не сделали его вместо нас. ТЫ ЛИЧНО заставил нас с Юлей этим заняться.

Мы делаем эти лекции для активистов движения "Суть Времени", не для специалистов в области философии. Мы делаем их, четко осознавая ограничеснность собственной компетенции. Мы делаем их не в коммуникативной ситуации "сцена-зритель" (Ирвинг Гофман), а в ситуации закулисной репетиции между своими. Никакого пъедестала между лектором и аудиторией нет. Мы вместе куем оружие, а не выпендриваемся, не бравируем поверхностной эрудицией.

Кстати о выпендривании. Вам хочется видеть себя в роли Сократа, втирающегося в доверие под маской обычного нефтяника-простака. А потом вы такой из-себя снимаете маску, и все обнаруживают, что вы ого-го какой умный на самом деле. Мол, вы думали, я простак? Думали, я ничтожество? Считали, что я лошара? Но я не простак, не лошара, я философ-трансценденталист! Ха!

На самом деле же вы не Сократ, а помоечный тщеславный интеллигент, прокиснувший в собственном соку самодовольства и безделья.
victorsemenov
8 апр, 2013 03:47 (UTC)
Молодцы, ребята.
Жестокий получился троллинг,тролль, наверное, распух от выпитой крови. Хотя,все же тереть комменты не есть бонтон.
eot_nsk
8 апр, 2013 05:13 (UTC)
Участник разговора должен понимать, что есть некая граница, переступив которую, он выпадает из обсуждения. Правда, Виктор?

Кроме того, критический комментарий без конструктивного зерна сам по себе неинтересен.
( 10 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Февраль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner