?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


фотография Антона Ватмана

Если вы, как и автор этой заметки, зарегистрировались в твиттере почти вынужденно, слишком поздно и с неудобным ником — то, возможно, согласитесь с одним впечатлением от внезапного погружения в эту медиа-среду.

На фоне других социальных сетей, которые давно «опопсели», твиттер до сих пор выглядит заповедником рафинированного «креативного класса». Дело даже не в том, что кого бы ты ни зафолловил, лента всё равно наполовину будет состоять из пусирает. Интересно другое — в твиттере продвинутый cricetinae позволяет себе гораздо большую свободу высказываний, чем на других площадках, поскольку чувствует себя в дружественной среде.

Недавний пример: женщина устраивает самосожжение в новосибирской приёмной «Единой России». Читаешь местные СМИ — и удивляешься. Журналисты самого либерального толка освещают событие сдержанно и корректно, как и подобает в таком случае. Открываешь твиттер — совсем другая картина. Те же самые журналисты орут кассандрой про тунисский сценарий, а московские правозащитники в самых циничных выражениях науськивают местных гражданских активистов «пошатать тему».

Становится понятно, почему цветные революции часто называются «твиттерными» — уж больно специфичен социальный субстрат этой соцcети. Ясно ведь, что через «Одноклассников», к примеру, никакой цветной революции не устроишь.

Но нет худа без добра. Для наблюдения за белоленточной тусовкой в её самых незамутненных проявлениях твиттер — идеальный инструмент, работающий отовсюду. Например, из Новосибирска.

***

Вчера известный новосибирский гражданский-активист-художник-акционист Артём Лоскутов выдал «в чят» вот такое:

  • Наш кандидат Алистер Кроули будет баллотироваться сразу во всех округах. Он мёртвый. Он англичанин. Он сатанист.
  • Воровство, убийство, грабеж, поджог, распутство, проституция — вот добродетели нашего общества, и других мы не знаем
  • «Больше Ада» — это не только название нашего блока, это наша предвыборная программа. Самая короткая и честная политическая программа из всех
  • Бог не умирал, потому что Бог — это мы. Мы готовы отобрать принадлежащие нам по праву церкви, мечети и синагоги.
  • Мы осуждаем проституцию и наркоторговлю, наркотики и секс должны быть бесплатными
  • Абсолютно всё должно быть бесплатным
  • Пароходу современности самое место на дне
  • Нашим тотемным животным является муравьед. Любой член АКТ достаточно высокой степени посвящения умеет превращаться в муравьеда.
  • Мы отрицаем бюрократизм. Для того чтобы стать нашим членом, не обязательно подавать заявку. Не обязательно даже знать о нашем существовании.

Можно поздравить Артёма с честной рефлексией на тему метафизических оснований собственной деятельности. Можно также порадоваться и за своё чутьё — связь российского contemporary art с кроулианством была подробно разобрана на семинарах «Сути времени» более года назад.

***

Твиты Лоскутова вызывают в памяти ещё одну недавнюю публикацию. Её автор — молодежный лидер из ЛДПР Кирилл Брагин, организатор местных протестных манифестаций «за честные выборы», «против Путина», et cetera. В материале под названием «Пять императивов» Кирилл излагает свое политическое кредо. В частности:

2. Россия — светское государство.

3. Свобода слова и самовыражения (отмена репрессивного законодательства; искусство — дикое дерево, которое растет само по себе).

Содержание процитированных пунктов не представляет интереса — в контексте сегодняшнего дня это всего лишь очередной пусирает. Но метафоричность п.3 вызывает в памяти какой-то знакомый перезвон... Ах да! Это же программа Национал-Большевистской Партии от 1994 года!

15. НБП твердо уверена, что культура должна расти как дикое дерево. Подстригать её мы не собираемся. Полная свобода. «Делай, что хочешь» будет твоим единственным законом.

Заметим, что оригинальный вариант гораздо целостнее — внедренный туда постулат Алистера Кроули даёт обоснование для всей фразы.

Так зачем же понадобилось её цензурировать? Пусть этот риторический вопрос пока повиснет в воздухе.

***

С.Е. Кургинян в цикле статей «Кризис и другие» (который был опубликован еще в 2009 году) говорит, что в переломные периоды на сцену выходят два субъекта: авангард истории и арьергард, который стремится историю остановить.

Авангард — это выдвинутое Историей меньшинство, пресловутый локомотив, тянущий за собою всё человечество. Такова концепция пролетарских авангардистов. Но такова же и концепция якобинцев — авангардистов буржуазных. Такова концепция ЛЮБОГО авангардизма.

Ей всегда противостоит концепция «арьергардизма». Большевизм оформился в качестве политической силы, лишь отмежевавшись от концепции «спасительного арьергарда» в её народническом исполнении (ленинское «мы пойдем другим путем»). Но концепция «спасительного арьергарда» существовала и в других исполнениях, категорически неприемлемых для большевиков, — эсеровском, анархистском.

Есть политика арьергардизма — и метафизика оного. Народничество во всех его вариантах (обычном, эсеровском, анархистском и пр.) — это политика арьергардизма. Телемизм — метафизика того же арьергардизма. Для того, чтобы арьергард отверг авангард и противопоставил себя ему, необходимо отречение этого самого арьергарда от Истории. Такое отречение как раз и обеспечивает телемизм.

Проект «Телема» здесь рассматривается не только в привязке к Алистеру Кроули. Называются и предшественники (Рабле, де Сад), и последователи (Бахтин). Называются также и фигуры, через которые телемизм проникал из сферы теории в область политической практики.

***

Если наложить концепцию авангарда и арьергарда на современный политический процесс, сразу становится понятно, кто есть кто. Никакого исторического авангардизма в оранжевом «протестном движении» нет и в помине. Зато хтонического и телемического — хоть отбавляй, вплоть до открытой апологетики «отцов-основателей».

Но тут интересно заметить, что степень самосознания у разных лидеров «протестного движения» тоже разная.

Кое-кто, как Артём Лоскутов, уже дошел «до степеней известных».

Как мы видим, есть и другие, политический манёвр которых определяется всего лишь желанием не опоздать на «пароход современности». Про имена капитанов этого корабля они стараются забыть («Будь капитаном. Просим! Просим! Вместо весла вручаем жердь...»). А о том, что таинственные капитаны давно уготовили для корабля «место на дне» — и вовсе не подозревают.

***

А можно ли вообще воспринимать кроулианский манифест, опубликованный Лоскутовым, всерьез? Разве этот текст не защищен от любого анализа своей неотчуждаемой ироничностью?

Да ладно. А каким же еще может быть кроулианство в век постмодерна? Именно таким, с шуточками, прибауточками и карнавалом — кажется, что сегодня это чуть ли не единственно возможная форма. Называющийся «правоверным телемитом» Михаил Вербицкий (см. о нём нашу статью «Диссидент играющий») — разве не такой же?

С трудом верится, что современный апологет кроулианства будет тратить время на какой-нибудь ритуал малой пентаграммы или гностическую мессу. Ритуальные и магические функции интереснее перенести на разного рода художественные акции, перформансы и хэппенинги.

Ну в самом деле. Возьмём автора «кроулианского манифеста» — а им, кажется, является украинский акционист Александр Володарский. Володарский известен своим перформансом в формате полового акта под стенами Верховной Рады. Не ахти какая гуманитарная эрудиция требуется, чтобы понять — если уж спланированный публичный половой акт можно трактовать как перформанс, то с не меньшим основанием можно увидеть в нём ритуал определенного рода.

Идём дальше. Володарского арестовывают, судят и отправляют в колонию-поселение. А наш знакомый Артём Лоскутов устраивает в его поддержку перформанс «Художественная чистка снега», намекая на нецелевое использование способностей Александра Володарского в колонии-поселении на должности дворника. И где же Лоскутов проводит перформанс в защиту своего коллеги, осужденного за публичные соития? В сквере Героев Революции, на могиле 104 человек, убитых колчаковцами в 1919 году, перед отступлением из Новониколаевска.

Смысл этого ритуала — понятен? Магия воздействия на общественное сознание, в котором ещё не до конца выцвел образ пионеров, приносивших цветы к этим могилам, — понятна? Метафизическое содержание «евросоциалиста» Лоскутова — теперь — до конца понятно?

***

И если это понятно, то понятным должно быть и другое. Поскольку лагерь «арьергарда» уже даже на местном уровне нащупывает свою метафизику, вспоминает заклинания и воссоздает ритуалы, то у людей из противоположного лагеря, претендующих на роль исторического авангарда, нет иного выбора, как также выходить за рамки узко политического.

Своя метафизика должна быть осознана, свои заклинания произнесены, свои ритуалы исполнены.

Comments

( 27 комментариев — Оставить комментарий )
pwrst
8 дек, 2012 18:11 (UTC)
Интеллигенция, обслуживающая интересы преступно-воровского класса, это не цвет нации, это говно нации креативный класс
(без темы) - cognitario - 8 дек, 2012 18:46 (UTC) - Развернуть
ana_asia
8 дек, 2012 19:38 (UTC)
хороший анализ
с интересом прочла
belonogova
9 дек, 2012 03:51 (UTC)
В самом деле, товарищи, вы сами производите тот ещё «наркотик», притом совершенно бесплатно. Не показывайте Лоскутову, а то он умрёт от зависти)
aavasiljev
9 дек, 2012 06:30 (UTC)
Спасибо, Надя. Да, мы тоже осуждаем проституцию и наркоторговлю.
Думаю, что как раз бесплатно и без грантов делает нашу работу неинтересной Артёму Лоскутову.
belonogova
9 дек, 2012 09:08 (UTC)
Александр, это был всего лишь комплимент, без дальнейших намёков на характер чьей-либо бесплатной деятельности.
undermining3000
15 дек, 2012 07:02 (UTC)
Желание охарактеризовать меня в качестве «белоленточника» не позволило автору сей публикации указать ВСЕ императивы, изложенные в моем посте http://undermining3000.livejournal.com/95549.html :

1. Россия - социальное государство, достойная жизнь для трудового народа (бесплатная медицина, образование, национализация ЖКХ, природных ресурсов, прогрессивный налог, гарантированная занятость, расширение прав профсоюзов и т.д.)

2. Россия - светское государство.

3. Свобода слова и самовыражения (отмена репрессивного законодательства; искусство - дикое дерево, которое растет само по себе).

4. В текущей ситуации - приоритет национального производительного капитала перед иностранным и спекулятивным.

5. Внешняя политика: да здравствуют страны "оси зла" (страны-"изгои")!

По-видимому, стремление приклеивать ярлыки на общественных активистов не позволило в списке организованных мною акций указать также пикеты против вступления в ВТО http://srn.su/?p=4515 против 282 статьи http://www.molvremya.ru/regions/1065 и др. Мои изрядно и тенденциозно сокращенные императивы автор характеризует как «пусирает», но догматическое мышление не позволяет сообщить читателям, что именно я и мои соратники ОРГАНИЗОВАЛИ ПЕРВЫЙ ПИКЕТ ПРОТИВ ХУЛИГАНСКОЙ ВЫХОДКИ «ПУССИ РАЙОТ» В НОВОСИБИРСКЕ http://www.molvremya.ru/regions/777


Что же вы, уважаемые, искажаете информацию? Получается, то, что не встраивается в многослойные поучения Сергея Кургиняна, нужно преподносить в извращенной форме?

Не случайно, кстати, у СВ НЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ. Еще таковой нет у следующей заметной силы - КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ОППОЗИЦИИ. Потому что государственная регистрация подразумевает формализацию и прозрачность деятельности. Если человек боится прозрачности своей деятельности, значит, ему есть что скрывать. Ложь Поклонной не лучше лжи Болотной, потому что и то, и другое – ложь. Желаю читателям думать прежде всего своей головой.
mikhasha
15 дек, 2012 07:53 (UTC)
Кирилл, перед вами, наверное, стоит извиниться, если вы увидели в этой статье желание оскорбить или заклеймить вас. На самом деле ваша тема в этом тексте - третьестепенная.

Ссылка на ваши императивы в статье присутствует, каждый заинтересованный читатель имеет возможность ознакомиться с вашим материалом в полном объеме.

Что же касается ваших акций, вы забыли привести еще один «реабилитирующий» пример: ваше участие, совместно с «Сутью времени», в митинге против ювенальной юстиции — за которое мы вам благодарны. Тем более становится понятно, что картина вашей деятельности имеет мозаичный характер — это общая беда нашей оппозиции, бессмысленно влекомой на улицы в последний год.

Мозаичность происходит именно из-за того, что метафизические основания неосознанны. В результате политические маневры, которые исходят из прагматики, на самом деле служат чужим интересам. Интересам тех, кто свою метафизику понял до конца. Только этот упрек в ваш адрес и можно вычитать в статье. Повторю, ваша роль в ней ней — не «главный злодей», а «второй могильщик».
undermining3000
15 дек, 2012 08:54 (UTC)
Любого можно упрекнуть в мозаичности. Метафизические основания неосознанны никем в мире, потому что это невозможно сделать. Люди живут домыслами и догадками. Когда некто утверждает, что именно он метафизические основания осознал, - либо утверждающий шарлатан, либо с вами говорит Иисус Христос.
alexfisich
15 дек, 2012 10:06 (UTC)
В этом и есть наши разногласия. Вашим метафизическим основанием является принципиальная неосознаваемость метафизических оснований. С таким основанием трудно что-то основать, тем более СССР-2.0. Это удивительно, поскольку именно у вас, в Новосибирске доцент Журавлев создал методику для продоления бессознательности при анализе текстов, имеющих автора.
undermining3000
15 дек, 2012 10:58 (UTC)
Кашпировский и Чумак тоже много чего открыли в свое время. Еще Грабовой есть, в тюрьме сидит - он тоже много чего наоткрывал. Да что говорить, в России полно ребят с третьим глазом, которым всё доступно. Метафизически осознающих метафизические основания.
alexfisich
15 дек, 2012 11:07 (UTC)
Вас не пугает, что противоречие в вашем суждении так наглядно. Вы отважный человек. Вы утверждаете принцип непознаваемости метафизических оснований. Но как же вы сами познали столь крайне метафизический принцип?
undermining3000
15 дек, 2012 11:14 (UTC)
Вы случайно не с Кащенко?
alexfisich
15 дек, 2012 12:04 (UTC)
Нет. Я здоров, чего и вам желаю. Вы вступили в дискуссию, так учитесь же доказывать.
Хотя у вас может быть в качестве главного метафизического основания утверждение о равноценности любых высказываний, в том числе и логически неполных и противоречивых.
Так сказать - "Мысль речённая - есть ложь."
undermining3000
15 дек, 2012 12:51 (UTC)
В данном случае утверждение о дискуссии неуместно. Вы несете бред. Бред с оттенком мании величия. Таково мое личное мнение.
alexfisich
15 дек, 2012 13:07 (UTC)
Все, что противречит вашим высказываниям, вы называете бредом. Плодотворно, однако.
Возможно, с вашей точки зрения, ни я ни мои высказывания не существуют.
А для кого вы пишете в Сети?

Edited at 2012-12-15 13:08 (UTC)
undermining3000
15 дек, 2012 13:13 (UTC)
Бред ничему не противоречит, потому что противоречие доступно осмыслению, а бред как таковой смысла не имеет. И вряд ли мне интересно обсуждать с вами, для кого я пишу в сети. Свою позицию я изложил достаточно полно. Далее тратить время на бессмысленную переписку не намерен.
cautious_man
16 дек, 2012 05:17 (UTC)
Навеяло
Почему-то вспомнилось:

Бывала у них в Биаррице пожилая, глуповатая дама, довольно безобидная. Говорила, когда полагается, "мерси", когда полагается -- "пардон". Когда читали стихи, всегда многозначительно отзывалась: "Это красиво". И вот З. Гиппиус принялась за эту несчастную.
-- Скажите, какая ваша метафизика?
Та испуганно моргала.
-- Вот я знаю, какая метафизика у Дмитрия Сергеевича и какая у Тэффи. А теперь скажите, какая у вас.
-- Это... это... сразу трудно.
-- Ну чего же здесь трудного? Скажите прямо.
Я поспешила отвлечь внимание З. Н.
Когда уходили, дама вышла вместе со мной.
-- Скажите, у вас есть Ларусс? -- спросила она.
-- Есть.
-- Можно вас проводить?
-- Пожалуйста.
Зашла ко мне.
-- Можно заглянуть на минутку в ваш Ларусс? Я уже давно поняла в чем дело.
-- Вам букву "М"?
-- Н-да. Можно и "М".
Бедняжка смотрела "метафизику". Но все же следующее воскресенье предпочла пропустить. А я за это время угомонила З. Н.
-- Мучить Е. П. -- все равно что рвать у мухи лапки.
З. Н. говорила с презрением:
-- Ну, вы! Добренькая!
Человеку всегда обидно, когда его считают слабеньким, и я защищалась.
-- Я бы поняла, если бы вы пошли на медведя с рогатиной. Но когда вы рвете лапки у мухи -- меня тошнит. Это неэстетично.


http://az.lib.ru/t/teffi/text_0150.shtml


Edited at 2012-12-16 05:17 (UTC)
alexfisich
16 дек, 2012 06:41 (UTC)
Re: Навеяло
Слабый оппонент крадет дзен.
cautious_man
16 дек, 2012 15:03 (UTC)
Re: Навеяло
Так точно! :)
undermining3000
19 дек, 2012 10:38 (UTC)
Re: Навеяло
Ну куда мне до биороботов.
etzano
19 дек, 2012 16:29 (UTC)
Re: Навеяло
"Учиться, учиться и ещё раз учиться".
undermining3000
20 дек, 2012 06:27 (UTC)
Re: Навеяло
Полностью согласен. Но упражнения в схоластике под чутким руководством С.Е. Кургиняна и его последователей - это не учеба, но биение головой об стену. Вам сим процессом никто не запрещает заниматься, но лично я не рекомендую. Читайте больше русской классической литературы, если заботитесь о своем разуме.
etzano
21 дек, 2012 12:52 (UTC)
Re: Навеяло
>но биение головой об стену.
>Читайте больше русской классической литературы
Вы сейчас говорите об одном и том же. Как ни странно.
kotka_lena
15 дек, 2012 11:08 (UTC)
Вадим Викторович Журавлёв читал нам лекцию на эту тему ещё в прошлом году. Потом продублировал лекцию в Москве. Хорошая была лекция. )))
alexfisich
15 дек, 2012 11:11 (UTC)
Мы в Туле изучали подход В.В. Журавлева. Мне он показался весьма плодотворным.
alexfisich
15 дек, 2012 19:19 (UTC)
Жаль, что интериоризация бессмысленности как метафизического основания у некоторых граждан зашла так далеко. Это может вызвать осложнение в виде овечности. Чтобы это предотвратить, необходимо регулярное участие в простых общественно полезных мероприятиях.
( 27 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Октябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner