?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

СВ - Новосибирск kotka_lena

vereshchagin9bНе так давно довелось мне побывать на Круглом столе, где обсуждали «патриотическое воспитание граждан». На мой взгляд, лучше бы мы говорили о «восстановлении патриотического мировоззрения», а не о воспитании. Ведь взрослые люди страшно возмущаются, когда узнают, что нуждаются в каком-либо воспитании.

Обсуждение в основном свелось к тому, что Родину надо любить, а наши сограждане Родину не особо любят. Особенно молодёжь. А государство финансирует патриотическое воспитание, но мало. При этом российская пресса навязывает народу ненависть к родной стране. Все без исключений участники обсуждения были возмущены и требовали немедленных перемен к лучшему.

Я в числе прочих высказывала на Круглом столе конкретные предложения и не «растекалась мыслью» о том, что такое собственно патриотизм и откуда он берётся. А вот в блоге таким соображениям — самое место, и речь я поведу о простом: о том, что у каждого человека есть несколько типов идентичности.

Самая примитивная — это, как ни странно, самоидентичность. Её роль для человека сейчас явно переоценивается. В рамках либерального дискурса самоидентичность — это чуть ли не единственная идентичность гражданина, или, как ещё мило выражаются, — «гражданина мира». «Я — сам по себе, у меня есть мои интересы, мои потребности и мои права. Я объединяюсь с другими людьми с целью обеспечения себе комфортного существования. В частности, для этого мне и нужно государство». Так кратко можно описать портрет современной «машины убийства» для общества и гуманизма.

Есть ещё профессиональная идентичность, гендерная и тому подобные. Они к проблеме не имеют отношения, равно как идентичность семейная (ранее — родовая и племенная), а также этническая. В вопросе о патриотизме важен феномен не просто коллективной, а — исторической идентичности. И здесь возникает вопрос о том, КТО является субъектом истории: народ, объединённый религией («мы — добрые католики»), или классическая нация Модерна («мы-французы»), или имперский народ, собирающий себя из этносов под историческую миссию («мы — русские», или «мы — советские»). Вот когда выяснится, КТО субъект истории, тогда с этим субъектом можно идентифицировать себя. Безусловная принадлежность к исторической личности (то есть Родине) — это и есть патриотизм. Отсюда и любовь к Родине, и особое личное отношение к ней, и даже сложные «внутриличностные» конфликты.


И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть и ненависть к отчизне...
И чёрная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...


А теперь — о главном. Восстановить историческую идентичность без возрождения исторической миссии народа — невозможно в принципе. Сколько ни заставляй детей гордиться предками, рано или поздно они зададутся вопросом: «За что погибли предки? И зачем живу я?» Примитивный ответ таков: предки погибли, чтобы жили мы. А мы живём, чтобы жили наши потомки. И всё! Это сразу шаг от идентичности исторической — к родовой. Всем знающим людям понятно, что предки погибли не просто для того, чтобы свой «генофонд» сохранить. Они пали за великую мечту и историческую миссию своего народа. Если мы эту миссию не продолжим, то, по мнению наших предков, мы в историческом смысле живём зря, бессмысленно коптя небо. А посему все отчаянные крики о том, что у нас надо немедленно «патриотически воспитать граждан» — это крики об исправлении следствия, а не причины.

Сначала — чётко выраженная историческая миссия народа. Потом — историческая идентичность, а с нею — желанный для многих патриотизм. Повидайтесь в Третьяковской галерее с картинами Верещагина: он оплакивает русских солдат, положивших жизни за «Третий рим» — великую православную миссию России. Вчитайтесь в письма советских героев: не о «генофонде» их мысли и чувства, а о мировой коммунистической мечте. Вот цели, достойные Человека — недолговечного, тленного и знающего о своей скорой смерти. Но при том великого, потому что он есть часть исторического целого, живущего и несущего смыслы. В том что «человек исторический» невообразимо сильнее «человека-индивида», нет ничего удивительного: сама историческая личность больше и сильнее, чем индивид. Вот откуда берутся и сила, и воля, и величие поступков homo historicus — всё то, по чему нынешний индивид отчаянно тоскует, при этом порою трусливо отрицая величие «исторического человека», дабы самому выглядеть значительнее.

Так называемая глобализация — это по сути деиндивидуализация исторических субъектов и одновременный запрет на создание общемирового исторического актора, а значит — это остановка истории, то есть гибель надежды людей на изменение мира к лучшему. Недаром вместо «глобализации» стали говорить о «глокализации» — разбиении на территориальные группы, разобщённые с остальными, но не имеющие исторического лица и потому беспомощные.

Но тот, кто двигал, управляя
Марионетками всех стран, —
Тот знал, что делал, насылая
Гуманистический туман:
Там, в сером и гнилом тумане
Увяла плоть и дух погас,
И ангел сам священной брани,
Казалось, отлетел от нас...


Чувство исторической идентичности не просто обогащает отдельную личность и делает её сильнее. Будучи с определённой силой распространённым в обществе, оно позволяет народу жить и продлевать свою историю. Иначе народ как историческая единица перестаёт существовать. Это приводит сначала к личностному ослаблению граждан, а потом — к гибели народа и разрушению государства.

fc0230dea263e9c4f725648695e90b3e

Comments

( 11 комментариев — Оставить комментарий )
Konstantin_Ur
7 авг, 2012 05:27 (UTC)
К сущности патриотизма
Лена, хорошие мысли. Попытаюсь дополнить. В вопросе о патриотизме отражаются общесистемные, мировые противоречия. Глобализм, основанный на атомизированных личностях, легко распространяется, легко заражает (прежде всего неокрепшую психику). Не зря глобализм делает ставку на психически незрелую личность, на детский тип сознания (эгоистичный и неукорененный в сложность Истории). Патриотизм неразрывно связан с воспитанием и становлением личности, с переходом от детскости к сложности и серьезности мира.
И можно предположить, что возможен и другой глобализм, который не будет антагонистом исторической идентичности любого народа. В Советском Союзе работа в этом направлении велась и небезуспешно. Но нужно четко понимать, что для этого нужна мировая победа. Победа смысла над формой. Победа мысли над бешенством чувств и вожделений. Победа Красоты над безобразиме. Невозможно победить только в России, нужно победить во всем мире. Но нужно начинать в России.
kotka_lena
7 авг, 2012 14:31 (UTC)
Re: К сущности патриотизма
Дублирую комментарий, данный в eot-su:

Насчёт сложности личности я с Вами согласна. Глобалистское мировоззрение часто сочетается с так называемым "клиповым сознанием" - когда восприятие мира фрагментарно и целостность восприятия не является нормой. Синкретизм сознания тормозит развитие личности и позволяет легко манипулировать ею.

Говоря о "другом глобализме”, Вы имеете в виду вариант общечеловеческого гуманистического мировоззрения, который одержит победу мирового масштаба? И тогда мы достигнем подлинного общечеловеческого единства в историческом субъекте Нового типа? Уверена, что такая возможность в будущем есть.

Однако, дело на мой взгляд, несколько сложнее. Проблема глобализации лежит не только в плоскости достижения некоей общечеловеческой идентичности.

Проблема глобализации связана также с будущим исторической конкуренции. Дело в том, что именно историческая конкуренция - со всеми её жертвами - была движителем человеческого развития до сего времени. РАЗНЫЕ исторические личности сражались друг с другом и побеждали в конечном счёте наиболее развитые.

Что же будет дальше?

ЕСЛИ мы избежим участи атомизированного человечества и свершится становление общечеловеческой идентичности, то КАК человечество будет развиваться с отменой конкуренции исторических субъектов? Вот в чём для меня важнейший вопрос. В этой заметке он совершенно не затронут, ибо на повестке дня - возрождение нашего исторического субъекта - России, без которого мы с Вами перестанем быть полноценными людьми.

Возможно, что когда исторический субъект станет общечеловеческим, дальнейшая история - Сверхистория - будет основана на иных противоречиях и иной борьбе. Скажем, мировоззренческой или метафизической. И тогда вопрос о существовании фундаментального активного Зла (как врага Развития) приобретает особенную значимость.
Konstantin_Ur
7 авг, 2012 16:40 (UTC)
Re: К сущности патриотизма
Дублирую комментарий, данный в eot-su (и немножко развиваю):

Да, пока на повестке дня только Великая Тактика. И она тесно связана именно с Россией. Я считаю, что гибель России - это гибель всего мира. Не потому что я живу в России, а поскольку об этом говорят дорогие моему сердцу авторитеты (и светские, и духовные, современные и из истории). Интуиция говорит об этом же. Факты истории говорят о том же. Поэтому какая будет глобализация после, увидим после. Может быть, ее контуры родятся в этой Битве за Россию. А может быть, эта Битва и есть условие рождения новой сверхглобализации?
Поэтому рождение новой Стратегии проходит снизу, через нить сознания отдельных людей. Сборка сложного происходит только из целостных, особых элементов, доказавших свою волю к жизни (в нашем случае - патриоты России).

Но ведь и мировая атомизация может быть осмыслена как этап формирования абсолютно новых, уникальных атомов, готовых к жизни в других системных условиях.
kotka_lena
10 авг, 2012 00:28 (UTC)
Re: К сущности патриотизма
Насчёт "сборки сложного", честно говоря, не могу ничего толком сказать. Знаний мало. ))

А насчёт осмысленности мировой атомизации - Вы моё мнение знаете. Я полностью согласна с Юрием Бялым в том, что отныне эпоха индивида как знающего человека с целостным мировоззрением - ОКОНЧЕНА.

Мы же по себе это видим: кто из вас пытался охватить целиком картину современности? Возможно ли это вообще, кроме как не коллективными когерентными усилиями?

Когда начинаешь постигать богатство и сложность созданного человеком мира - неизбежно встаёшь перед развилкой:

а) разочарование в своих личных силах и капитуляция перед сложностью.

б) дерзание постичь сложность вместе с тем, чтобы создать целостность.

Трудно выражать такие мысли. Но в общем и целом: "индивидом" быть уже стрёмно, поищем-ка другие способы жить.
(без темы) - Alexs_GB - 7 авг, 2012 05:34 (UTC) - Развернуть
eot_nsk
7 авг, 2012 08:03 (UTC)
Письма с фронта можно прочитать здесь:
http://pismasfronta.ru/
Наименования картин: "Смертельно раненый" и "Побеждённые. Панихида по павшим воинам" русского художника-баталиста Верещагина.
Посмотреть в интернете можно здесь: http://veresh.ru/
Оригиналы находятся в Третьяковской галерее (отдел недалеко от станции метро "Третьяковская") в Москве.
(без темы) - Alexs_GB - 8 авг, 2012 08:31 (UTC) - Развернуть
rossiyanin_0001
7 авг, 2012 06:50 (UTC)
Спасибо за пост! Прошу прощения за своё невежество, скажите чьи стихи.
Пётр Завьялов
7 авг, 2012 16:06 (UTC)
Как прийти к исторической миссии?
Отличная статья, спасибо!

Хотелось бы узнать подробнее что автор статьи подразумевает под "исторической миссией", выполняя которую человек становится homo historicus?

Я вижу, что к исторической миссии можно прийти последовательно. Сначала нужно сформировать исторический идеал, великую мечту или утопию (кто-то утверждает, что в народе можно только подсмотреть этот идеал, навязать ему новый невозможно). Затем необходимо сделать детальную проработку, план реализации великой мечты, т.е. заявить некий исторический проект. Воплощение этого проекта в жизнь я и называю выполнением исторической миссии.
black_semargl
9 авг, 2012 06:49 (UTC)
Всё несколько сложнее. Уже в конце позапрошлого века утвердилась вера в то, что наука может всё. В том числе - и неограниченно продлить продолжительность человеческой жизни. А уж во второй половине прошлого века многие поверили, что "уже нынешнее поколение будет жить при ..."

И из этого сразу встало "зачем передавать эстафету следующим поколениям - если можно остаться жить самому?" Отсюда вытекает и убеждение в сверхценности собственной жизни - ведь отдавать её за какие угодно интересы, но других людей - абсолютно бессмысленно.
( 11 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner