?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

16 июня состоялась встреча с новосибирским писателем Михаилом Щукиным. Главной темой для обсуждения был роман «Морок». Михаил Николаевич рассказал, что означает слово «морок». Оказывается, в Сибири так обозначали противную погоду, которая бывает весной или осенью, когда не видно неба, в воздухе висит влага и дует пронизывающий ветер. Также читатели заметили, что «морок» означает еще «мрак» и помрачение сознания.

Щукин рассказал, что в 1989 г. находился на таджикско-афганской границе (тогда еще советско-афганской) в качестве корреспондента газеты «Литературная Россия» и разговаривал там, вместе с другими журналистами, с одним из военных чинов:

— Слышите? — спросил командир.
— Нет, ничего не слышим.
— Эх вы, а еще писатели. Держава трещит.

После этого Михаил Николаевич и взялся за роман. Работа шла очень быстро. При этом Щукин не задумывался над композиционными построениями, стилистикой, роман шел, как он шел. Получилось произведение, которое довольно мрачно описывает постперестроечное будущее. В этом будущем возникнет многоэтажное общество с очень жесткими социальными перегородками, и всё это под крики о демократии и правах человека. Любое инакомыслие подавляется. И что важно, автор показывает — это всё идет в разрез с христианскими ценностями, неспроста церковь в произведении (прообразом которой является Вознесенский собор Новосибирска) заколачивают, предварительно осквернив ее убийством священника. По сравнению с той эйфорией, с теми радужными надеждами, которые были разлиты в обществе в 1989 г., роман представляет довольно жесткий взгляд на перестройку, задачей его было заставить людей одуматься, посмотреть еще раз на происходящие события и спросить себя: «А туда ли мы идем?» (с книгой можно ознакомиться здесь)

На вопрос, что означают имена главных героев (к примеру, Соломея — имя главной героини, созвучно с Саломеей — имя дочери Ирода, попросившей голову Иоанна Крестителя), автор ответил, что придумывает образ героя сразу вместе с именем и потом не может поменять его, и если решил, что будет Соломея, то Соломея, а почему так — сам не знает.

Один из вопросов был посвящен образу черной птицы в «Мороке», которая питалась светом. Для Щукина черная птица — это некая сила, которая в самые тяжелые времена еще и душу вытягивает из человека. То есть, в отличие от Евангелия, где «и свет во тьме светит, и тьма не объяла его», здесь тьма может уничтожать свет.

Был и вопрос, посвященный финалу произведения. В целом, финал остается открытым, но начинает идти «снег, белый до изумления», что дает надежду на окончание морока. Из-за открытости финала появляется параллель с «Борисом Годуновым» А.С. Пушкина, который заканчивается фразой «Народ безмолвствует», и только потому, что мы пережили Смутное время, мы знаем, что всё закончилось хорошо.

Какие же выходы из такого пагубного состояния (состояния морока) видит автор? Нужен новый герой, но герой должен появиться не на страницах литературного произведения, а в жизни. Было замечено, в связи с вопросом выхода из морока, что в книге дается очень важное условие для преодоления смуты — это сохранение памяти, то, чем занимался Юродивый, а потом должна была заняться Соломея. Ведь, теряя память, система (будь то механическая система или человеческое общество) начинает двигаться хаотически.

После вопросов о книге Михаил Николаевич начал рассказывать про историю Новосибирска-Новониколаевска. Очень подробно остановился на личности Кулагина — главы Новосибирского обкома партии во время Великой Отечественной войны. Какой это был неординарный человек и очень душевный. В свое время, когда зэки строили аэродром для завода Чкалова, Кулагин выступал перед ними и обращался к ним «братья», «друзья». Заключенных очень удивило, что с ними разговаривают как с равными и не требуют, а просят. И благодаря такому разговору аэродром был построен в кратчайшее время. Также Кулагин организовал выставку из эвакуированных фондов Третьяковской галереи в недостроенном Оперном театре. Эту выставку за два месяца посетило более 100 тысяч человек, хотя, казалось, война, куча других проблем. Был в жизни Кулагина и эпизод, связанный с реставрацией панорамы «Оборона Севастополя»: реставраторы попросили себе такие экзотические материалы, как осетровый клей, пчелиный воск и поначалу получили отказ, но Кулагин настоял на том, чтобы материалы нашли и доставили для реставрации.

Зашел разговор об отношении к истории, и Михаил Николаевич вспомнил про то, как общался с некрасовскими казаками. Были такие казаки, которые при Петре I ушли в Турцию и жили там анклавом. А при Хрущеве они возвратились в Россию и поселились под Ставрополем. Некрасов был их атаман во времена Петра I. И вот один из современных казаков говорит: «Когда мы с Некрасовым...». Ого, физически такого не могло происходить, но насколько мощная была духовная связь между поколениями.

Разговор проходил очень интересно, так что его не хотелось прерывать. Поэтому мы договорились встретиться еще раз.

Comments

( 2 комментария — Оставить комментарий )
osmelov
26 июн, 2014 07:47 (UTC)
Интересная встреча )
Марина Вдовик
26 июн, 2014 10:07 (UTC)
Мне показалась в этой книге интересной отсылка к "Преступлению и наказанию" Достоевского в системе персонажей.
( 2 комментария — Оставить комментарий )

Календарь

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner