?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Недавно на одном лево-патриотическом ресурсе в неспешном течении разговора на отвлеченную тему появился комментарий, в котором описывался небольшой эпизод. Личный состав одного из подразделений некоего силового ведомства отмечал какой-то праздник. Естественно, слушал музыку. Наиболее популярной была известная композиция «Владимирский централ». Под конец праздника зазвучал еще один небезызвестный хит «Господа офицеры». Последняя песня вызвала настолько сильную эмоциональную реакцию участников застолья, что некоторые ее слушали стоя и со слезами на глазах. Автор комментария искренне и совершенно справедливо расстраивался, что такие люди слушают подобное, причем песни эти настолько сильно задевают, так сказать, струны их души.

Конечно, нельзя со 100%-й уверенностью судить о том, что и как происходило на самом деле, если сам лично не был свидетелем такой встречи и не знаком с коллективом. Однако, картина довольно типичная для подобных мероприятий.

Чем это можно объяснить? Ну, во-первых, «Владимирский централ». Тематика «шедевра» сотрудникам подобных ведомств знакома не понаслышке, а персонажи подобных песен являются для них, так сказать, «социально близкими». Хотя обычно это — близость сквозь прорезь прицела.

Во-вторых, «Господа офицеры» с ее «звучащими в унисон сердцами» (кстати, эта цитата постоянно используется фэйковым ультра-либероидно-русофобским блогером Львом Щаранским). За последние четверть века это одна из редчайших песен, хоть как-то ориентированных хоть на что-то, хоть отдаленно напоминающее патриотизм. Да, суррогат. Да, фальшивка. Но ведь весь остальной культурный мейнстрим, которым буквально изнасиловали широкую аудиторию за 25 лет — это же вообще, грубо говоря, «Дом-2» с Ксюшей Собчак, «Окна» с Дмитрием Нагиевым и «Малахов плюс». Речь, подчеркнем, именно про мейнстрим; можно, конечно, еще кое-что повспоминать, например, Любэ, но оно, по большому счету, недалеко от «Господ офицеров» уехало.

Почему же тогда на подобных праздниках не звучат сплошняком песни прошлых лет, к каковым нет претензий ни по содержанию, ни по художественному уровню и, кроме того, они знакомы многим с детства?

Первое. Люди живут сегодня, а не в прошлые лета. Как следствие, имеют ежедневный доступ к тому, «что дают» по ТВ, радио и тд. Следовательно, большинство граждан вынуждены выбирать из того, что «дают». Точнее, усиленно пихают в уши буквально отовсюду. «Утюг хоть не включай».

Второе. Людям — тем более в условиях тотального засилья шедевров класса «мама Люба, давай, давай, давай» — очень хочется услышать что-то о себе, о своем времени, что-то написанное для них и про них. Пусть даже такое как «Господа офицеры». К тому же там даже один раз произносится слово Афган. И они готовы это слушать. И готовы очень многое прощать подобным «шедеврам». Ну, или готовы многое пропускать мимо ушей — не надо думать, что люди совсем не чувствуют фальши и мерзости.

Третье. Возвращение произведений прошлых лет — военной (и тесно связанной с ней революционной) тематики — зачастую требует очень серьезной переоценки ценностей, существенной корректировки и даже смены своих взглядов (что самое тяжелое — для некоторых это может оказаться повторной сменой взглядов), всего своего настоящего и прошлого. Хорошо еще, если речь идет о политически нейтральной «Бьётся в тесной печурке огонь», а если о «Раскинулось море широко»? Или «По долинам и по взгорьям»? Но даже песни военных лет сегодня на подобных мероприятиях слабо востребованы. Пожалуй, лучше обстоит дело с народными песнями. Что интересно, на праздниках их поют, как правило, сами, а не слушают в чьем-то исполнении.

А слушают, как уже было сказано выше, «Владимирский централ» и «Господа офицеры». А в ответ на вопрос: «Зачем слушать это барахло?» — вам справедливо могут заметить: «Ну, вот вы возьмите и напишите хорошую песню, и тогда мы ее будем слушать».

Итак, в описанном выше случае товарищи офицеры на празднике слушают откровенный шлак. Во-первых, чудовищно низкого художественного уровня. Но это еще полбеды. Хотя, конечно, произведения, посвященные столь серьезным вопросам, должны быть безукоризненны с художественной точки зрения. Во-вторых и в-главных, в идеологическом отношении это — вражеская мерзость. Мерзость — это если уже называть вещи своими именами, без многочисленных скидок на внешние обстоятельства.

Почему мерзость? Потому что 25 лет назад под сладкий лепет о неких благолепных «господах офицерах», не имеющих ничего общего с реальностью, грохнули страну, а затем спустили с цепи персонажей из «владимирского централа» и передали им в руки общенародную собственность и государственную власть. А вот сегодняшние и вполне себе реальные товарищи офицеры платят за это очень высокую цену. Платит вся страна, но военные принимают удар на себя первыми, просто по долгу службы.

Товарищи офицеры в соответствующих командировках по полгода бегают по горам, лезут под пули, рискуют жизнью и здоровьем за нашу страну. Причем в самой стране подавляющему числу граждан на это или наплевать (см. успешно-солидные), или они на стороне врага (см. креативно-болотные), или они просто заняты проблемами собственного ежедневного выживания и потому не очень интересуются, что, как, где и с кем происходит (см. большинство обычных граждан). А товарищи офицеры продолжают нести службу. Например, останавливают террористов-смертников. Или сутками стоят под градом булыжников и бутылок с зажигательной смесью, которыми их поливают 100%-е нацисты, нанятые «потенциальным противником» за деньги.

А в минуты затишья товарищи офицеры вынуждены употреблять специально приготовленные для них и подло подсовываемые им блюда типа «Господа офицеры» (см. развал СССР) и «Владимирский централ» (см. Приватизация и бандитизм). Цинизм запредельный. И сделано это очень искусно. А, что еще хуже, сделано так, что мерзость эта теперь фактически безальтернативна. И дело здесь, понятно, не в О. Газманове и не в М. Круге. Как говорится, «не Велюров — он орудие!» Сделано это всё руками тех же идеологов, архитекторов и конструкторов перестройки и постперестройки, последствия которых для военнослужащих граждан кратко описаны выше.

Естественно, подобного рода садизм в культурной и духовной сфере творят не только над офицерами. Ровно то же можно сказать и про врачей, и про колхозников, и про ученых, и про инженеров, и про рабочих, и про учителей. С одним отличием — в большинстве мирных профессий под пули лезть не надо.

Никто при этом не собирается идеализировать того, что происходит в силовых ведомствах. Бизнес, чиновники и силовики всегда воруют вместе — это закон любого социально несправедливого общества. Наша страна, к слову, ничего нового здесь не изобрела, а лишь пытается догнать «цивилизованные западные страны», где традиции воровства и бандитизма на всех уровнях значительно богаче, а взаимодействие бизнеса, власти и силовиков в этом почтенном предприятии давно отработано и доведено практически до совершенства! Возвращаясь к нашей ситуации, хочется лишь процитировать Д.Ю. Пучкова: «Какое общество — такая и милиция». С одним, но очень существенным для жизни и здоровья отличием, указанным выше.

Однако вернемся к вопросам культуры. По результатам просмотра передачи «Школа сути 21» один человек выразился в том духе, что Кургинян ерундой занимается — по 4 часа подряд читает «Фауста» вслух — ЗАЧЕМ?! Не будем сейчас заводить длинную полемику насчет того, кому это нужно, зачем это не нужно, и тд.

Но!

В передаче «Школа сути 21» в процессе обсуждения зачитанного отрывка из «Фауста» была высказана следующая мысль: люди чудовищно отчуждены от культуры. В том смысле, что многие наши граждане после 25 лет тотальной массированной антикультурной политики очень сильно подзабыли, что такое культура, как она влияет на нашу жизнь (вплоть до конкретных решений и состояния здоровья, и не психологического даже здоровья — это само собой, — а попросту физического), зачем оно в принципе надо. Просто элементарно: люди не читают, не смотрят, не слушают, не знают содержания классических произведений.

Соответственно, всего накопленного человечеством в духовной, нравственной, даже интеллектуально-эмоциональной сфере для огромного числа наших граждан сегодня попросту не существует. Вопросы о долге, чести, жизни и смерти, любви, истории, смысле бытия, ценностях и пр. человек решает с нуля, не имея точек опоры и ориентиров. Тыкаясь во все подряд, как слепой котенок. То есть в определяющих, важнейших вопросах он стартует не с XX или XIX века, а из какого-то полупервобытного состояния, но в hi-tech’овских интерьерах.

Мейнстрим современной массовой культуры весь, полностью исключает какое-либо духовное воспитание. Только — деградацию. Как говорит упомянутый уже фэйковый блогер Щаранский: «Грабь! Бухай! Отдыхай!» Для человека, знакомого с мировой культурой, это не так страшно. У него есть иммунитет и ориентиры, он, как правило, способен отличить аттракцион от сути. Человек же, отчужденный от культуры, либо становится абсолютно податливым (для наркотиков, ЛГБТ — чего угодно еще), либо, формируясь в таких условиях, когда масскультура ему становится чуждой и враждебной (см. российская глубинка), вынужден начинать восхождение с самого низа, постигая все самостоятельно без учителей и наставников в лице мировых гениев.

Может ли человек остаться человеком в таких условиях? Да. Есть люди с невероятно жестким внутренним морально-нравственным стержнем — «чутьем, по собственной охоте он вырвется из тупика». Но таких людей не так много. Как же этот вопрос решался в предыдущие века, например, у нас в стране? Во-первых, была христианская религия как один из регуляторов. Во-вторых, традиционное общество. Коллективы вырабатывают определенные ценности, табу и нормы, прежде всего, исходя из необходимости выживания. Кстати, дохристианские и докультурные традиции регулирования обществ сохранились до сих пор, с ними можно ознакомиться (http://lenta.ru/news/2014/01/23/rape/). В-третьих, огромное количество тяжелой физической работы, то есть люди практически постоянно заняты, опять же, проблемой выживания.

Можно возразить, что в СССР с культурой было все в порядке, а СССР почему-то больше нет. Да, культура является условием необходимым, но недостаточным. Ключевое слово в сегодняшней обстановке: «необходимым».

В другом, более раннем выпуске «Школы сути» говорилось, что в позднесоветское время элита, уже предавшая свой народ, откровенно сливала коммунистические ценности, в том числе, и средствами искусства. С одной стороны, убедительные тогда для многих барды — этакий интеллигентствующий латентный диссидюжник. С другой стороны, западная поп- и рок-музыка — не менее убедительное доказательство того, что у них там все «круче в разы» — ярко, красиво, необычно, дерзко (кстати, интересен сталинский опыт по нейтрализации негативного влияния западной культуры, состоявший в грамотном контр-арт-наступлении: Утесов vs. Армстронг, «Веселые ребята» vs. «Девушка моей мечты» и пр.). Наконец, официоз вроде «Ленин всегда живой» или «И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди». Официоз потрясающе скучный и неинтересный. И, простите за каламбур, неживой. Были и неплохие официальные песни. Например, в том же выпуске Школы сути упомянута «Забота у нас такая, забота наша простая», которой вынесен абсолютно точный диагноз: с подобными песнями революции уже не делают. Это песня своего времени — времени, в котором исчезает дух и начинается душевность. Это не «Смело, товарищи, в ногу», совсем нет.

Теперь же в этом отношении происходит нечто вообще невообразимое. Итак, «Господа офицеры» (см. развал СССР) и «Владимирский централ» (см. Приватизация и бандитизм), — прекрасная иллюстрация к сказанному: люди, которые ценой своих жизней по факту спасают страну (без надежды даже на «спасибо», кстати), ценой своих жизней не пускают в наши города ваххабитов (см. Сирия) и нацистов (см. Евромайдан) — слушают и радуются вот такому шлаку, которым враг умело заполнил все культурное пространство, сделав этот шлак для подавляющего большинства граждан безальтернативной духовной, с позволения сказать, пищей.

Легко предугадать каверзные вопросы в стиле: Вы что, дескать, хотите сказать, что правильные песни на праздниках могут заменить боеприпасы и грамотное управление войсками? Нет, подобного бреда мы сказать не хотим. Мы хотим сказать, что когда «порядок в танковых частях», то и досуг проводят соответствующим образом. Верно также и обратное. А индикатором морально-боевого духа (кстати, не только силовиков, но и всех граждан) является, в том числе, и то, что граждане хотят высказать, услышать или спеть в минуты затишья, краткого отдыха и откровенного разговора с друзьями и близкими.

И «порядок в танковых частях» невозможен в принципе без наведения порядка в мировоззрении и идеологии. Без четкого разъяснения людям и, в первую очередь, служивым людям целей и задач. Без четких гарантий того, что их не предадут, что они нужны, нужны по-настоящему. Без наведения порядка в непростой области искусства, когда тамошним деятелям объяснят, что если они не хотят должным образом окормлять свою армию, то их ждут вольные хлеба, а не государственная поддержка, которая с этого момента будет оказана тем, кто ценит и понимает свой народ, свою армию и свою Родину. И говорит обо всем этом в своих произведениях с уважением, благодарностью и любовью.

Эпизод, описанный в самом начале заметки — это наша общая беда. Не только силовиков. Которым, кстати, в эту самую минуту сейчас приходится очень и очень несладко.

Comments

( 25 комментариев — Оставить комментарий )
bermaxxxi
28 янв, 2014 05:22 (UTC)
Великолепная статья!Сам наблюдал такую картину в 2000-м на праздновании Нового года, когда офицеры пенитенциарного учреждения слушали "Централ" и вставали с торжественными лицами под Газманова. Смешно и трагично.
apafnutiy
4 фев, 2014 19:14 (UTC)
Было время, когда мои сослуживцы (ВС РФ) тоже вставали под "Офицеров", лицезрел такое на застольях.
Кмк, что-то всё же есть в песне Газманова.
lnrx
28 янв, 2014 05:58 (UTC)
Спасибо, актуальная тема.
Один знакомый рассказывал, что ехал в поезде с курсантами военного училища, кот. пели :

..Эта рота наступала по болотам,
А потом ей приказали, и, она пошла назад.
Эту роту расстрелял из пулеметов,
Свой же заградительный отряд…

И пока эта рота погибала на болоте
Кровью харакала в снегу,
Пожурили боевого генерала.
И сказали, что теперь он пред Родиной в долгу…
Лежат все 200 – глазницами в рассвет,
А им всем вместе – 4000 лет…

Прошу заметить - это было где-то в середине 80-х...
colonist
28 янв, 2014 15:34 (UTC)
С такими песнями воевать невозможно. :-(
xaldey
30 янв, 2014 06:33 (UTC)
Сейчас и не такое поют
Знакомый рассказывал, у них в части (срочник-офицер) маршировали под "Губку Боба" ("Кто живет на дне океана? Спанч Боб сквэарпэнтс! и т.д.)
Другой расказывал про марш под "шыдевры" ВИА "Сектор газа" в 90-х.
apafnutiy
4 фев, 2014 19:11 (UTC)
Re: Сейчас и не такое поют
Один знакомый прапор ходил под Голубую луну. Стёб конечно, но характерный.
step_bg
28 янв, 2014 06:24 (UTC)
Спасибо.
Тема официоза очень близка. Ведь тот "неживой официоз" сейчас ностальгически воспроизводят многие, кто искренне любит СССР и тянется к советскому. Получается,что он отработал дважды : тогда и сейчас.
lu_no_hod1
28 янв, 2014 07:05 (UTC)
Час пробьет,решительным ударом,
В бой пойдет народ последний раз,
И тогда мы скажем,что недаром,
Мы стояли насмерть за Кавказ!
alagati_alag
28 янв, 2014 09:09 (UTC)
"Соответственно, всего накопленного человечеством в духовной, нравственной, даже интеллектуально-эмоциональной сфере для огромного числа наших граждан сегодня попросту не существует. ..."
Владимирский централ это тоже интеллектуально-эмоциональное накопление и это необходимо понимать. Конечно важно констатировать, что огород зарос сорняком, но более важно вовремя его пропалывать. А если сорные семена в вашем огороде распространяет сосед, то вовремя это распространение пресечь.
125mm
28 янв, 2014 09:50 (UTC)
Если блатные песни - это накопление, то воровская фомка - это средство производства.
alagati_alag
28 янв, 2014 10:37 (UTC)
Конечно же это интеллектуально-эмоциональное накопление с помощью которого возделывают определенную культуру.
Если воровство это производство, то фомка это средство производства.
Вот в статье верно сказано, что у такого накопления должен быть противовес "...Утесов vs. Армстронг, «Веселые ребята» vs. «Девушка моей мечты» и пр. ..." но видимо Вы не совсем понимаете автора.
yirtpoid
29 янв, 2014 06:06 (UTC)
Хорошая статья, и совершенно правильные акценты.
Но есть небоьшая ремарка. Блог Щаранского действительно фейковый, но не либероидный, и тем более не русофобский. щаранский бьёт либерала его же оружием, карнавализируя либероидный бред. Блог Щаранского - это острая политическая сатира на либероидную ложь, провокации и гнусные лозунги. Либероидные тэги его ЖЖ выводят использующего их на откровенную чушь и заставляют задуматься над разумностью их использования. Считаю Щаранского персонажем, играющим не по нашим правилам, но за наших.
mym1231
30 янв, 2014 02:44 (UTC)
Щаранский-это охранительский блог "консерваторов", кстати, с 2011 года (я слежу за ним периодически уже года 3-4) - влияние Кургиняна заметно)) Охранители во многом танцуют под дудку Кургиняна, потому что Кургинян предложил им способ сохранения "стабильности", сиречь сытого прозябания на костях россиянцев через "духовные скрепы". Вершки дорогим россиянцам (эти самые "духовные скрепы"), а корешки-им

Edited at 2014-01-30 02:50 (UTC)
yirtpoid
30 янв, 2014 04:47 (UTC)
Я тоже слежу.
Насчёт охранительства спорить не буду, но и соглашаться тоже.
С точки зрения некоторых митинг на Поклонной тоже был охранительским, а ни антиоранжевым. Борясь с либероидами трудно не прослыть охранителем.
Но то, что Вы пишете, что он консервативный - автоматически отделяет его от либероидного.
mym1231
30 янв, 2014 18:13 (UTC)
Да вы почитайте их бложeк "Вести КПСС". Попробуйте там что-то сказать нелицеприятное о "партии и правительстве" и о Путине. Заклюют. Этот, сурепка )) какая-то там особо ретив. Почитайте , как он бесится в посте о Фёдорове, который запостил там вроде бы алтайский коммунист "Степан Зверюга". Его бизнесмск потом перепостил у себя, если помните.
И как вам при таком названии блога (Вести КПСС) регулярная публикация голозадых педерастов?

Edited at 2014-01-30 18:20 (UTC)
yirtpoid
30 янв, 2014 19:33 (UTC)
Я тоже пишу туда. Но пока ни каких проблем не было.
Что правда - то, что о самом Путине и его политике постов нету. Ну, так обсуждение внутренней политики вроде и не формат этого сообщества.
Зверюга - отличные посты пишет.
Над голозадыми там глумятся всеми доступными способами. Та же карнавализация.
Если бы вы хоть раз видели, как неистовствуют либероиды, забежавшие в сообщество.
И абревиатуру это ни сколько не позорит.

Edited at 2014-01-30 19:36 (UTC)
mym1231
30 янв, 2014 20:15 (UTC)
>>Над голозадыми там глумятся всеми доступными способами.

И над КПСС тоже, раз в "печатном органе" одни гениталии
mym1231
30 янв, 2014 20:19 (UTC)
>>как неистовствуют либероиды, забежавшие в сообщество.

Фейковые "фридманы"?
yirtpoid
31 янв, 2014 10:41 (UTC)
фридмана я там ни разу не видел, кстати...
fomitskaya
29 янв, 2014 18:21 (UTC)
Спасибо, отличная статья! Я тоже неоднократно замечала, что не только на вечерах, а и в автобусах, машинах знакомых звучат "воровские" песни. Мне это неприемлемо, вызывает недоумение. Как люди, причисляющие себя к интеллигенции, культурному слою, могут увлекаться откровенно убогой тематикой. А вот песня "И Ленин такой молодой" мне нравится! Не могу её причислить к ненужным. Довольно часто поем её с младшим сыном 8 лет.
cautious_man
29 янв, 2014 18:47 (UTC)
Правильно делаете, что поете. Тем более с сыном :)

Кургинян об этом говорил в том же выпуске ШС: теперь эти песни приобрели совершенно иное звучание, совершенно иной контекст. Они фактически полузапрещенные, во-первых, а во-вторых, от того, что их никто не навязывает, они перестают быть как бы "главными", но становятся "одними из", а уже в таком качестве они вполне себе. Ну, и в-третьих, советские композиторы были людьми очень профессиональными. И если песня не дотягивает до какого-то, кстати, очень высокого уровня (песни о Ленине в СССР по определению должны были обладать недостижимо высокими художественно-эстетическими качествами), то это не значит, что она вообще плохая.

Так что, если позволите высказать Вам мое мнение, Вы на абсолютно правильном пути.

:)

Edited at 2014-01-29 18:48 (UTC)
sg_journal
29 янв, 2014 20:33 (UTC)
"Вопросы о долге, чести, жизни и смерти, любви, истории, смысле бытия, ценностях и пр. человек решает с нуля, не имея точек опоры и ориентиров. Тыкаясь во все подряд, как слепой котенок. То есть в определяющих, важнейших вопросах он стартует не с XX или XIX века, а из какого-то полупервобытного состояния, но в hi-tech’овских интерьерах."
Да уж, что называется - не в бровь, а в глаз. У самого постоянно такие мысли: мучаешься - мучаешься вопросом каким то, а потом тебе в руки попадает какой нибудь рассказ Достоевского и на тебе, ответы там уже все есть.=)
yurgita
30 янв, 2014 04:42 (UTC)
Это точно :)
Евгений Постовой
30 янв, 2014 00:49 (UTC)
"Фауст" в названии явно лишний. Каждое лыко в строку?
125mm
30 янв, 2014 01:43 (UTC)
Попробуйте всё-таки прочитать заметку.
( 25 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner