?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Святыни и пустота


«Бессмысленность жизни»
Александр Трифонов, 1996 год

Третьего дня (15 января) «Газета.ру» опубликовала статью об издевательствах над людьми, пришедшими поклониться Дарам волхвов в храм Христа Спасителя. Её автор рассказывает об ужасной организации доступа к святыне, о 9-часовой очереди, которую пришлось отстоять, о паломниках, которые приезжали на специальных автобусах и так далее.

Сама статья сразу вызывает вопросы. Вполне возможно, что с организацией действительно не всё было гладко. Очень вероятно, что кто-то не успел рассмотреть реликвию подробно. И совершенно точно — кто-то вообще не смог попасть в храм. Но ведь люди, бывало, шли на куда большие издержки ради того, чтобы поклониться святыне. Паломничество на Святую Землю, например, ещё недавно было чрезвычайно длительной и даже опасной затеей. А сейчас недостаточное удобство доступа к священному артефакту, нарочно привезенному в твой город, становится поводом для публичного возмущения. Что это вообще такое?

К «Газете.ру», кстати, вопросов нет — она вполне в своем стиле.

Но это лишь половина картины. Вторая половина — реакция на статью. Приведем некоторые высказывания из социальных сетей:

  • «И никому не нужны были эти дары»
  • «ОНИ НИЧЕГО ЛУЧШЕГО И НЕ ЗАСЛУЖИВАЮТ!!! ЭТИ ЛЮДИ ТЕРПЯТ МНОГОВЕКОВОЕ ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО ВЛАСТИ И НАДЕЮТСЯ И ЖДУТ ЧУДА.»
  • «не понимаю этой религиозной истерии. в холод. с детьми. стоять 9 часов.... ну веришь ты в Бога, верь. он всегда с тобой, если ты веришь. но для чего стоять в давке ради сомнительного счастья поклонится сундуку, чья историческая ценность никем не подтверждена?»
  • «Россияне не готовы стоять зимой на улице ради своей свободы, но будут стоять сутки и в −30 для того, чтобы поклониться какому-то барахлу...»

Отметим, что количество подобных высказываний (сотни) не идёт ни в какое сравнение с количеством людей, пришедших поклониться святыне (сотни тысяч). Тем не менее, слышны эти высказывания по всей стране.

Есть и советы как правильно верить, есть и презрение, есть и откровенная ненависть к людям, пришедшим в храм. Откуда всё это берётся? Давайте попробуем понять.

Сразу бросается в глаза разница между верующими, пришедшими поклониться Дарам волхвов, и теми, кто отпускает презрительные комментарии по этому поводу. Граница между двумя этими типами людей проходит по отношению к ценностям, к жизненным целям и к идеальному вообще.

У верующих это идеальное есть, его содержание определяется православной верой. В рамках этого содержания Дары волхвов имеют сакральную ценность. И человеку, который идеальным обладает (пусть даже не-православным или вообще не-христианским), очень понятно, почему люди тратят время и силы, ограничивают свой комфорт и преодолевают другие трудности на пути к святыне.

А вот люди, у которых идеальное отсутствует, подобным пониманием похвастаться не могут. Но, поскольку они всё-таки люди, так или иначе они эту пустоту ощущают. Они видят верующих, чувствуют в них присутствие идеального и недоумевают — как такое возможно? Разве могут быть какие-то цели, кроме достижения комфорта? Неужели могут быть какие-то ценности, кроме материальных? «Нет! — говорит лишённый идеального человек, — такого быть не может! Потому что в этом случае я должен буду признать свою ущербность, а я не хочу и думать о своей ущербности». Налицо невроз, имеющий очень понятное происхождение и самые печальные последствия.

Вообще, чтобы как следует рассмотреть зияющую дыру на месте своего идеального, требуется определённое мужество. Ужас от созерцания чёрной пустоты таков, что естественная реакция на него — закрыть глаза и убежать. А потом попробовать убедить себя в том, что идеального не существует. Что померещилось. Именно этот ужас слышится в безумных воплях про «тупое православное быдло». И именно он просвечивает сквозь радостный визг атеистов, смакующих хулиганскую выходку идиота, сбросившего реликвию с постамента. Это и есть ужас собственного небытия.

У человека с дырой в душе два пути. Экзистенциальный ужас можно либо попытаться компенсировать, либо преодолеть. Для компенсации подойдут шопинг, бизнес, экстремальные виды спорта, гламур, и так далее. Подойдет также и ненависть к чему-нибудь конкретному или общему. Примеров подобной компенсации можно привести массу. Перебирая различные способы, можно в таком квази-человеческом существовании провести всю жизнь, но всегда где-то рядом будет маячить огромная тень небытия.

А вот для преодоления экзистенциального ужаса требуется не что иное, как любовь. Любовь к людям вообще, любовь к конкретному человеку, любовь к Родине — какая угодно, но обязательно подлинная. Именно она может дать мужество взглянуть на себя со стороны. Именно с ней в жизни появляется смысл. И именно она позволяет заполнить эту самую бесконечную пустоту, позволяя человеку раскрыться по-настоящему.

Comments

( 97 комментариев — Оставить комментарий )
isai_fomich
17 янв, 2014 04:59 (UTC)
Хорошо написано. На мой взгляд шопинг плохой способ заполнить дыру от отсутствия идеального, так как это вещи разной природы.
(Удалённый комментарий)
mario_sim
17 янв, 2014 05:10 (UTC)
искали, искали
идеальное. Коммунистическое, несмотря на болтовню, забоялись поднять. Ведь тогда нужно твердо заявить о планируемой смене строя. А православное идеальное менее проблематично. Менять ничего не надо. Тьфу на вас.
И не надо нести всякую чушь про комфорт, шопинг и ущербность. У меня "Экзистенциальный ужас" от расползающегося мракобесия, от подмены понятий.
Не прагматически все понятно.
Православие усердно продвигается правящим классом. Значит кооперация с ним не несет на себе издержек конфронтации с властью. У православия тысячелетний опыт создания и управления паствой, есть чему поучиться.
Про коммунизм только не говорите больше ничего. Теология возрождения?! Где эти латиносы пребывают в управленческом, экономическом плане? В глубокой и темной. Заведомо неудачные методы зачем использовать? Хотя критерий удачности зависит от целей
aavasiljev
17 янв, 2014 05:33 (UTC)
Re: искали, искали
Поднять, говорите, забоялись? А вот:
http://youtu.be/kFls5HWUycg
кто ещё в нынешней России так поднял?
А комментарии писать -- легче, чем поднимать. Ну и разумеется легче, чем несколько часов на морозе в очереди выстоять.
artemer1980
17 янв, 2014 07:06 (UTC)
Да даже просто хотя бы уважали выбор и веру своих сограждан.
bermaxxxi
18 янв, 2014 08:46 (UTC)
Так точно!
yuliana_chka
18 янв, 2014 09:12 (UTC)
Даже по комментариям к этой статье видно, что любви - нет. Ни к Родине,ни к конкретному человеку, ни к людям вообще. Имею ввиду mario_sim . Вот и бесятся....
(без темы) - pavlushaserg - 18 янв, 2014 12:01 (UTC) - Развернуть
solaris_x86
18 янв, 2014 19:56 (UTC)
наверное стоило добавить про тот случай, когда идельное в людях уничтожали сознательно. И при таком раскладе дыры массированно заливалась безысходностью и алкоголем.

Перестройка и "Русский крест".
mym1231
18 янв, 2014 20:17 (UTC)
>>Неужели могут быть какие-то ценности, кроме материальных? «Нет! — говорит лишённый идеального человек, — такого быть не может! Потому что в этом случае я должен буду признать свою ущербность, а я не хочу и думать о своей ущербности»

А "нематериальные ценности" подразумевают поклонение сундуку непонятно с чем? Я-то думал, это когда, например, ради некой идеи идут на смерть. А в случае с этим сундуком-обычное идолопоклонство. Сундук вполне материален. Самое что ни на есть кондово-языческое (вы ведь борцы с язычеством), сродни поклонению камням или бабам деревянным.

Вот вы обвиняете некоторых сторонников КПРФ, что они находятся в "красном гетто", что они по привычке молятся на отжившие идолы. Поклонение мощам-это то же самое гетто. Только христианское.

Edited at 2014-01-18 20:24 (UTC)
cautious_man
19 янв, 2014 00:39 (UTC)
> Вот вы обвиняете некоторых сторонников КПРФ, что они находятся в "красном гетто", что они по привычке молятся на отжившие идолы.

Что Вы понимаете под "отжившими идолами"? Это Вы часом не про Маркса, Ленина, Сталина?

Что значит "молятся"? Это Вы часом не про такие мероприятия как возложение цветов к памятникам, портреты на стенах и пр.?

Вы точно из числа сторонников КПРФ? Честно говоря, подобные формулировки пока еще все-таки больше напоминают сторонников Новодворской, чем Зюганова.

Ну, и на всякий случай: когда те, кто считает себя сторонником КПРФ, начинают говорить о собственных памятных мероприятиях в честь выдающихся деятелей мирового коммунистического движения как о "молитве на отжившие идолы" -- вот это и есть красное гетто.

Ни у кого из Сути Времени язык не повернется сказануть подобное.

Не следует приписывать другим того, чего они не говорили.
(без темы) - mym1231 - 19 янв, 2014 11:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cautious_man - 19 янв, 2014 12:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mym1231 - 19 янв, 2014 16:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cautious_man - 20 янв, 2014 17:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mym1231 - 20 янв, 2014 17:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cautious_man - 20 янв, 2014 18:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cautious_man - 20 янв, 2014 18:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mym1231 - 20 янв, 2014 19:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cautious_man - 20 янв, 2014 23:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mym1231 - 20 янв, 2014 19:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mym1231 - 20 янв, 2014 19:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mym1231 - 20 янв, 2014 19:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cautious_man - 20 янв, 2014 23:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mym1231 - 20 янв, 2014 23:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cautious_man - 21 янв, 2014 05:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cautious_man - 21 янв, 2014 05:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mym1231 - 21 янв, 2014 12:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cautious_man - 21 янв, 2014 18:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mym1231 - 21 янв, 2014 19:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cautious_man - 21 янв, 2014 20:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cautious_man - 21 янв, 2014 18:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mym1231 - 21 янв, 2014 18:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cautious_man - 21 янв, 2014 20:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cautious_man - 21 янв, 2014 20:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cautious_man - 21 янв, 2014 20:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mym1231 - 21 янв, 2014 21:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cautious_man - 22 янв, 2014 04:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mym1231 - 21 янв, 2014 19:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cautious_man - 21 янв, 2014 20:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mym1231 - 21 янв, 2014 21:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cautious_man - 22 янв, 2014 04:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mym1231 - 22 янв, 2014 11:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cautious_man - 22 янв, 2014 16:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cautious_man - 21 янв, 2014 19:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mym1231 - 21 янв, 2014 19:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cautious_man - 21 янв, 2014 20:36 (UTC) - Развернуть
Bas Box
18 янв, 2014 22:33 (UTC)
Полегче ребята
------ не все нравится в статье, я в ужасе от фразы
И именно он просвечивает сквозь радостный визг атеистов, смакующих хулиганскую выходку идиота, сбросившего реликвию с постамента. Это и есть ужас собственного небытия.
Ну я - атеист, я - не смакую. И причем тут вообще атеисты ? Зачем атистов поносить ? Мечется народ из крайности в крайность.
Сначала верующих прессовали, теперь атеистов гнобят. Есть атеисты (с уважением относящиеся к верующим) и атеисты (скидывающие реликвии), есть верующие (творящие вокруг себя человеколюбие и мусульмане и православные) и верующие (фанатики исламисты в Сирии, рубящие головы, даже
беспомощным старикам). Клеить ярлыки все мастера. Полегче ребята, тут один шаг до понимания, а то и уважения религиозных воззрений этих последних изуверов.
aavasiljev
19 янв, 2014 01:20 (UTC)
Re: Полегче ребята
Тут дело в том, что мы сами люди светские. Поэтому для нас разница, на которой Вы заостряете внимание, -- очевидна. Есть атеисты и есть -- атеисты. Верующие же не визжат, когда сваливают православную реликвию. Визжат атеисты. Одни из.

Давайте объективно оценивать последствия хулиганства этого идиота: и реликвию он свалил, и на костре его за это не спалили. Какое это "гнобят"?

Надо отметить, что исламизм выделился из ислама не случайно. Это радикальное течение искусственно выпестовали за столетия. Процесс это непростой. К христианству его ещё не применяли, его не применяли в России. Ваши опасения, что русские скатятся в какой-нибудь фундаментализм, имеют под собой основания, но объективная оценка чужого хулиганства с этой тенденцией ничего общего не имеет.
zvervss
19 янв, 2014 05:34 (UTC)
поклоняться можно, смотря чему сие поклонение
http://expertmus.livejournal.com/158953.html
aavasiljev
19 янв, 2014 11:26 (UTC)
Знаете, нас, людей неверующих, не удивить не только чудесами, но даже и всяческими разоблачениями чудес.
Andrey Kolganov
22 янв, 2014 14:13 (UTC)
А вот для преодоления экзистенциального ужаса требуется не что иное, как любовь. Любовь к людям вообще, любовь к конкретному человеку, любовь к Родине — какая угодно, но обязательно подлинная. Именно она может дать мужество взглянуть на себя со стороны. Именно с ней в жизни появляется смысл. И именно она позволяет заполнить эту самую бесконечную пустоту, позволяя человеку раскрыться по-настоящему.

Абсолютно согласен. Только автор объяснил бы еще, почему лиц, испытывающих неприязнь к Дарам и к поклонению оным, он объявляет атеистами, не имеющими идеальных побуждений, а имеющих дыру в душе?
С его точки зрения искренне верующий, будь он беспоповец, мусульманин или синтоист, тоже имеет дыру в душе, раз он не ощущает сакрального смысла Даров?
Я, например, атеист, но прекрасно понимаю, почему для верующих эти Дары имеют столь высокий смысл. И если я с таким виденем мира не согласен, то не собираюсь осуждать людей, которые его придерживаются. Если для них прикосновение к святыням дает толчок для духовного возвышения - ради Бога! Если дает...

Edited at 2014-01-22 14:14 (UTC)
colonist
22 янв, 2014 17:47 (UTC)
Я не автор, но могу попробовать ответить на ваши вопросы.

Противопоставляются люди, стремящиеся к духовному возвышению через свою веру, и люди, глумящиеся над таки стремлением и формой её реализации.
Я считаю, что любое стремление в духовному возвышению достойно уважения (а не глума), даже если выбранная форма мне глубоко чужда.
И именно этот глум над стремлением к духовному возвышению позволяет говорить об отсутствии таких стремлений у глумящихся, т.е. отсутствии идеального.
Этих людей назвали атеистами, т.к. эти люди (который глумятся) явно ни в какого бога не верят и презрительно относятся к любой вере.
Конечно, далеко не все атеисты так себя ведут.

Люди, искренне придерживающиеся других религиозных взглядов, конечно, не считают Дары сакральной реликвией. Они могут спорить и доказывать свою правоту, могут даже проявлять гнев по отношению к иноверцам, но вряд ли они будут глумиться.
( 97 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner